head-bg-picture

Николай Васильев: "Важно относиться к природе как к живому существу"

Николай Васильев (справа) стал победителем в номинации

Николай Васильев (справа) стал победителем в номинации "Пейзаж" в фотоконкурсе "Самая красивая страна" в 2022 году. Фото: Анна Юргенсон / пресс-служба РГО

Николай Васильев: "Важно относиться к природе как к живому существу" Николай Васильев: "Важно относиться к природе как к живому существу"

Николай Васильев победил в номинации "Пейзаж" в фотоконкурсе "Самая красивая страна" 2022 года. Квалифицированный фотолюбитель, на протяжении десятилетий ходит в горы и фотографирует горы. Одна из его работ набрала 3 (три!) млн просмотров в интернете. Пишет стихи и прозу. Выпустил книгу "Мои отражения".

— Почему вы решили участвовать в фотоконкурсе "Самая красивая страна"?

— Когда в 2015 году Русское географическое общество объявило фотоконкурс, вопрос, участвовать или нет, передо мной не стоял, ибо я полностью поддерживаю тот посыл, что вынесен в его название — у нас действительно самая красивая страна. Только порой мы плохо осведомлены о её красотах. На карте страны белых пятен уже нет, но в нашем сознании, увы, их предостаточно. Мне довелось это прочувствовать, в том числе и на собственном опыте. Участвуя в фотоконкурсе, я в той или иной мере способствую ликвидации таких пятен.

"Zаслон". Гора Бельгебаш, село Чибит, Республика Алтай, 2021 год. С этой работой Николай Васильев стал победителем в номинации "Пейзаж" в фотоконкурсе "Самая красивая страна" в 2022 году. Фото: Николай Васильев

 

— Как был сделан снимок-победитель?

— Я был на Алтае. После похода к Шавлинским озёрам вернулся на базу. Ближе к вечеру отправился налегке вниз по Чуйской долине к Чибитским водопадам. На небе было тесновато от облаков, а на скалах справа от реки Чуи неторопливо прогуливались весьма упитанные "солнечные зайцы". Мелких тоже хватало — они как раз весело скакали со скалы на скалу, а потом ныряли в воду. Один из тех, что побольше, прогнав малышню, оседлал отрог горы Бельгебаш. Смотрелось не просто интересно, а символично. Вдоль гребня скалы выстроились лиственницы. Они, словно цепочка зелёных воинов, стояли на границе света и тьмы. Камера в руках — я вскинул её и сделал один-единственный кадр. Больше просто не успел.

"Соловецкие сумерки". Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, бухта Благополучия, Большой Соловецкий остров, Белое море, 2019 год. Фото: Николай Васильев

— Что для вас означает победа?

— Я с уважением отношусь к Русскому географическому обществу, и для меня это достаточно весомый результат. Применительно к остальным достижениям могу сказать, что данная победа самая значительная. А вообще, я спокойно отношусь к наградам. Гораздо интереснее просто получить удовлетворение от завершённой работы.

"Алтайский оазис". Урочище Каратюргунь, Горный Алтай, 2019 год. Фото: Николай Васильев

— В рассказе о победившей фотоработе присутствуют красивые образы. Какую роль они играют в творчестве?

— Чтобы показать красоту нашей страны, недостаточно просто фотографировать интересные места. Работа должна нести в себе нечто большее, стать обобщением, символом. Это удаётся далеко не всегда, но в данном случае получилось. Позже я сопроводил снимок таким описанием: "Из-за бугра на нас надвигается тьма. Но вглядитесь, не сама ли жизнь встала на защиту света в виде цепочки зелёных воинов? Их не так много — сдюжат ли они напор? Думается, да. Но это зависит в том числе и от нас". А после начала нашей спецоперации не увидеть в кадре символ Z стало просто невозможно. Отсюда и название работы — "Zаслон".

"Солнечный поцелуй". Гора Антей, природный парк Ергаки, 2016 год. Фото: Николай Васильев

— Ваш комментарий позволяет наиболее полно раскрыть смысл работы.

— К сожалению, сейчас не только комментарий, а даже название к фотографии стало как бы необязательным, а это в корне неверно. Следует помнить, что название играет важную роль, помогая зрителю лучше понять задумку автора.

— Как вы стали фотографом?

— Все началось в детстве. Парадоксально, но ярчайшее воспоминание — тёмный тесный чуланчик под лестницей нашего дома. Скудный свет от красного фонаря, характерный запах проявителя в кювете и магическое появление картинки на мокром листе фотобумаги. Настоящее волшебство. Мой отец любил под настроение затеять, как сейчас говорят, фотосессию. Разумеется, я сам захотел фотографировать и быстро научился.

"Солнечный взгляд". Озеро Сказка, природный парк Ергаки, 2017 год. Фото: Николай Васильев

— Вы снимаете пейзаж. Что хотите рассказать зрителям в своих работах?

— В работах любого жанра фотографы пытаются передать свои эмоции, настроение, стараются поведать о том, что их волнует. Мне казалось, что через пейзаж это сделать проще. Но ведь пейзаж — это не просто красивая картинка, за ней должно стоять нечто большее, определённый смысл. В своё время мне очень помог совет художника Павла Пахнова: "Если ты рисуешь, к примеру, дерево, то это должно быть из всех деревьев дерево, некий собирательный образ, символ. За ним должна быть видна прожитая жизнь". Многие интуитивно это понимают, и, видимо, поэтому мы чаще фотографируем деревья не молодые и стройные, а старые и корявые.

"Древо Желаний. Мольба". Остров Ольхон, озеро Байкал, 2013 год. Фото: Николай Васильев

— Какую цель преследуете в творчестве?

— Задача максимум — снимать так, как никто не снимал. В идеале хотелось бы оставить след в фотографии, пускай и небольшой, но свой. Иногда что-то получается. Для убедительности пара примеров. В природном парке Ергаки, работая под проливным дождём, я сделал потрясающий снимок островка с двумя маленькими кедрами посреди озера Художников. Историю об этом я изложил в рассказе "Перламутровый ливень". В национальном парке "Красноярские Столбы" удалось снять Львиные Ворота так, что они предстали в виде каменного человека, нежно сжимающего в руке зелёный букет, словно саму жизнь.

"Перламутровый ливень". Озеро Художников, природный парк Ергаки, 2012 год. Фото: Николай Васильев

— Какую фототехнику используете?

— У меня зеркальная камера с объективами: 31/1.8, 200/2.8 и зум 50-135/2.8. Поскольку много снимаю в горах, обычно использую широкоугольник. Однако часто его не хватает, и приходится снимать панорамы из нескольких отдельных кадров. В последнее время всё чаще задумываюсь над тем, что, может быть, не стоит пытаться объять необъятное, ведь порой малая часть может поведать больше. Отсюда интерес к 200-миллиметровому телеобъективу.

"Каменный гость". Национальный парк "Красноярские Столбы", скала Львиные Ворота, 2012 год. Фото: Николай Васильев

— Как готовитесь к съёмке?

— Если отправляюсь в новое место, то стараюсь побольше узнать про него, знакомлюсь с картами, смотрю чужие снимки. Продумываю техническую часть, чтобы не таскать с собой лишнее железо и заново не изобретать велосипед. Вот, пожалуй, и вся подготовка. Сюжеты возникают спонтанно — просто надо уметь видеть интересное в обыденном. Как — вопрос отдельный. Частично это даётся от природы, что-то приходит с опытом. Многому можно научиться, анализируя чужие работы, даже просто наблюдая, как другие снимают. Если знаю, что попаду на старую локацию или будет возможность снять аналогичный сюжет, то предварительно делаю работу над ошибками. Собственно, такую работу надо проделывать с любым более или менее удачным кадром, даже если не предвидится возможности его повторить.

"Жизнь. Три стадии". Остров Ольхон, озеро Байкал, 2013 год. Фото: Николай Васильев

— Насколько сильно применяете обработку на компьютере?

— Обязательно кадрирование, ибо рамка — главный инструмент фотографа. Корректирую баланс белого и динамический диапазон, исправляю искажения перспективы, если только они не сделаны специально. Для достижения конечной цели допускаю почти всё. Только делать это надо грамотно и аккуратно, чтобы результат не вызвал отторжения у зрителя. В идеале он не должен видеть вообще никакого вмешательства. Сторонников так называемой чистой фотографии, не допускающих никакой обработки, считаю просто фотографически неграмотными.

"Между двух стихий". Безымянное озеро под скалой Орешек, природный парк Ергаки, 2015 год. Фото: Николай Васильев

— Что посоветуете фотографам, которые решили снимать пейзаж?

— Частично повторюсь: надо понимать, что пейзаж не должен быть просто красивой картинкой. Иначе зритель, сказав "ах!", пройдёт мимо и забудет. Во-вторых, следует учиться видеть необычное в обыденном, изучать композицию, законы перспективы, наконец, чужой опыт. И ещё: важно относиться к природе как к живому существу. Если природа вас примет (а вы это почувствуете), то помощь в фотосъёмке обеспечена.

"Мокрый закат". Склон пика Мать Саян, природный парк Ергаки, 2015 год. Фото: Николай Васильев

— Когда стоит отправлять работы на конкурс?

— При наличии определённого результата. Например, когда работа не просто нравится автору и его друзьям, а как-то выделяется среди других. Однако определить, хорош результат или плох, мы чаще всего не умеем или не хотим. С приходом цифровых технологий умение фотографировать стало как бы ненужным. Нажал на кнопку, и выдаётся весьма неплохой результат — чёткая, яркая, цветная картинка. Однако в подавляющем большинстве случаев, по сути, серость. Такие картинки заполонили соцсети, попадают на конкурсы. В итоге наблюдается почти поголовная фотонеграмотность, подчас весьма агрессивная: "Вот только не надо никакой художественности!" В то же время любой хороший конкурс позволяет получить очень приличный опыт. Это и отбор работ, когда невольно анализируются их плюсы и минусы. Это и возможность увидеть находки в чужих работах, например новые ракурсы хорошо знакомых мест.

"Облачные потягушки". Озеро Джангысколь, урочище Ештыкёль, Горный Алтай, 2019 год. Фото: Николай Васильев

Заключение

Пейзаж в исполнении Николая Васильева оживает. У него появляется характер, он вступает в диалог с автором. В результате мы видим не только олицетворение пейзажа, но зарождение нового мира, проводником в который выступает сам фотограф.

Узнать больше про Николая Васильева: https://vk.com/nvvashttps://35photo.pro/nikvasilevhttps://stihi.ru/avtor/nikvas

Владимир Нескоромный

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Видеогалерея
Фотогалерея
Проекты РГО
Лектории
17 апреля 2024
В Москве открылась уличная фотовыставка РГО «Да, это все РОССИЯ»
Она знакомит с красотой страны и помогает проверить географические знания
Подробнее
12 апреля 2024
Обои для рабочего стола: как создать персональную зону визуального комфорта
Подробнее
08 апреля 2024
РГО и проект VK Места запустили конкурс фотографий в соцсети «ВКонтакте»
Покажите Россию своими глазами и выиграйте ценные призы
Подробнее
20 марта 2024
«Фотография — не спринт, а марафон»: Сергей Коршунов поделился секретами мастерства
Подробнее
19 марта 2024
Люди и холод: Павел Волков рассказал, как снимал Оймякон в феврале
Подробнее
19 марта 2024
Выставка РГО «Самая красивая страна» открылась в Томске
Экспозиция представлена в областном онкологическом диспансере
Подробнее
19 марта 2024
РГО запустило фотомарафон #самаякрасиваястрана в «Одноклассниках»
Авторы двух лучших снимков получат призы
Подробнее
12 марта 2024
Сто советов для фотографа, желающего стать профессионалом. Опыт, рекомендации, мысли
Мастер-класс фотографа Сергея Коршунова
Подробнее
Показать еще Загрузка