head-bg-picture

"Нога провалилась в пустоту": куда ведёт затопленная штольня в Севастополе

Анатолий Пряшников обследует объект. Фото: Анатолий Пряшников

Анатолий Пряшников обследует объект. Фото: Анатолий Пряшников

"Нога провалилась в пустоту": куда ведёт затопленная штольня в Севастополе "Нога провалилась в пустоту": куда ведёт затопленная штольня в Севастополе

В декабре 2021 года во время ремонта дороги на улице Адмирала Владимирского в Севастополе было найдено подземное укрытие. Возникли предположения, что обнаруженные казематы являются частью комплекса 11-й береговой батареи, расположенной недалеко от места строительных работ. В годы Великой Отечественной войны она служила командным пунктом береговой обороны главной базы Черноморского флота, а в наши дни стала музейным комплексом. Находка оказалась полной неожиданностью для специалистов, поскольку этот бункер не упоминается ни в одном архивном документе. Первым, кто побывал в загадочном подземелье за последние 80 лет, стал член Севастопольского отделения Русского географического общества, спелеолог и реставратор Анатолий Пряшников.

— Ко мне обратился депутат Законодательного собрания Севастополя с просьбой осмотреть объект. Он проезжал мимо в тот момент, когда рабочие пытались понять, с чем они столкнулись.

— Предположение, что находка относится к периоду Великой Отечественной войны, возникло сразу или были сомнения, что это более поздние промышленные постройки?

— Первое, что я увидел, — два небольших помещения, заваленные довоенными вещами гражданского назначения: ложки, миски, какие-то коньки, ботинки, сумки… Но была еще штольня, которая была затоплена.

— И вы решили осмотреть катакомбы с применением спецоборудования?

— Да, на следующий день я взял гидрокостюм, видеокамеру и продолжил исследование. Сначала пришлось немного расширить доступ, он был очень узкий, и пролезть было невозможно. Я немного раскопал вход руками и с трудом в него протиснулся. 

— Дальнейший осмотр проходил под водой?

— Не совсем. Помещение, в котором я сразу оказался, было наполовину затоплено. Поэтому удалось рассмотреть потолки из железобетонных сборных конструкций и большое количество ламп, силовые кабели.

— А как обнаружили вход во второе помещение?

— Начал ощупывать стены, подобно тому, как мы это делаем в пещерах. Подумал, что не может не быть какого-то продолжения…

— Быстро нашли?

— Практически сразу. Пробивал ногой по конструкции, в один момент нога провалилась в пустоту. Понял, что узко, но можно попробовать пронырнуть.

— Не страшно было?

— Было очень любопытно. При первом заныривании прошел метра полтора. Всплыть не удалось, пришлось вернуться. Второй раз настроился на более длительное погружение, и буквально через два метра получилось вынырнуть.

— Где вы оказались?

— В помещении, по размерам сравнимом с первым. Оно тоже из железобетона, и также потолки увешены гирляндами из ламп. Нащупал две кровати — из воды виднелись только спинки. При осмотре комнаты обнаружил тоннель, по которому в сторону 11-й батареи уходят электрические кабели. Стало понятно, что эти штольни являются частью единого комплекса. А обилие мощных коммуникаций и осветительных приборов натолкнуло на мысль о том, что помещение могло использоваться в качестве операционного блока во время оккупации Севастополя.

— Дальше идти не рискнули?

— Нырять одному стало страшно — в таком количестве кабелей легко запутаться. Дальнейший осмотр можно проводить только после осушения.

— Анатолий, вы давно занимаетесь поисковыми работами?

— Я не профессионал, но… какой севастопольский мальчишка не был поисковиком? Мы такими рождаемся. Меня этот объект заинтересовал, скорее, как реставратора — человека, увлекающегося историей и, конечно, спелеолога. Потому что без этого опыта никто бы не стал нырять в неизвестность. А мне нравится быть первопроходцем. Нравится, когда я первым могу попасть в другую эпоху.

— Какова дальнейшая судьба подземного комплекса?

— Я связался с Управлением охраны объектов культурного наследия Севастополя, его руководитель подсказала, что надо оформлять документы на вновь выявленный культурный объект.

— Планируете дальнейшие исследования бункера?

— Конечно. После проведения работ по осушению помещений и обследованию сапёрной бригадой планируем провести разбор завалов и продолжить изучение укрытий. В дальнейшем эти подвалы могут стать частью музейного комплекса 11-й береговой батареи, а все артефакты пополнят музейную экспозицию.

 

Татьяна Радиловец