head-bg-picture

О Круглом столе "Создание национальных троп как фактор развития природного туризма в России"

Зал заседания Круглого стола. Фото предоставлено участниками мероприятия

Зал заседания Круглого стола. Фото предоставлено участниками мероприятия

О Круглом столе "Создание национальных троп как фактор развития природного туризма в России" О Круглом столе "Создание национальных троп как фактор развития природного туризма в России"

6 сентября 2018 года Общественной палатой Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму  в рамках деловой программы выставки "Охота и рыболовство на Руси" был проведен Круглый стол на тему "Создание национальных троп как фактор развития природного туризма в России".

В его работе приняли участие члены Общественной палаты, члены Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, представители органов государственной власти, дирекции выставки "Охота и рыболовство", некоммерческих организаций, ученые, общественные эксперты. Русское географическое общество было представлено заместителем Председателя Комиссии РГО по туризму В.И. Кружалиным и членом комиссии Ю.П. Баденковым.

В Программе Круглого стола были представлены результаты и опыт развития национальных троп России. Исполнительный директор Ассоциации Большой Байкальской тропы Э.Г. Ерёмченко рассказала об опыте обустройства Большой Байкальской тропы, накопленном за 16 лет ее существования. Заслуженный путешественник России А.В. Советов рассказал о том, что было сделано в этом году по проектам "Зеленое кольцо Москвы", "Дорога в Лавру", "Большая Крымская тропа". А.Г. Железняк, автор проекта Большой Севастопольской тропы, рассказал о проблемах правовой поддержки в современной индустрии природно-ориентированного туризма. В докладах А.А. Юшко и Ю.М. Лагусева рассказывалось об опыте туристических маршрутов в Карелии (Горный парк "Рускеала") и Московской области.

Член инициативной группы "Дорога в Лавру" Н.Ю. Южева рассказала о собственном опыте посещения паломнической тропы "Камино де Сантьяго" одной из наиболее посещаемых туристами троп Португалии и Европы. Профессор В.И. Кружалин (РГО) привел сравнительный анализ мирового и российского/советского опыта создания национальных троп. Он говорил о большом количестве всесоюзных туристических маршрутов, которые, по его мнению, могут рассматриваться как национальные тропы. В настоящее время ситуация принципиально иная и зачастую местные или региональные экологические тропы преподносятся как аналоги национальных троп  в российском контексте. В качестве примера он привел туристическую тропу к Мультинским озерам на Алтае.

Фото предоставлено учас

Фото предоставлено учас

По итогам выступлений, вопросам и дискуссий картина с созданием Национальных троп в России выглядит весьма сложной и противоречивой. Признавая исключительную важность национальных троп как живых объектов воспитания любви к природе, культуре и истории родных мест (во всем природно-историческом разнообразии огромных пространств России), возникает ощущение неопределенностей и противоречий при трактовке самой сути концепции Национальной тропы, её целей и содержательного наполнения. Во всяком случае, у автора этих заметок сложилось именно такое ощущение. В чем специфика концепции национальной тропы, которая в ряде выступлений рассматривается как аналог туристическим маршрутам, экологическим тропам, пешеходных, наземных, подземных и водных экомаршрутов? Этот вопрос постоянно возникал на Круглом столе.

Не являясь специалистом в деле создания, функционирования и управления такими сложными (в физическом и гуманитарном контексте) многофункциональными объектами какими являются национальные тропы, поделюсь своими впечатлениями от тех троп, которые я посещал в своей научной работе (устойчивое развитие горных территорий и сообществ).

Всемирно известный пешеходный маршрут по "Тропе шерпов" по долине Кхумбу (Непал) от  знаменитого аэропорта в Луклу (взлетная полоса на склоне горы, на высоте около 3 тыс. м.) до не менее знаменитой деревни Намче-Базар и Базового лагере (5 тыс. м.н.у.м.) для восходителей на Эверест. В пик туристического сезона движение на этой тропе можно сравнить с Никольской улицей в Москве во время ЧМ по футболу 2018. Такое же разнообразие лиц, народов и возрастов. При этом население долины Кхумбы практически живет за счет туризма. Можно ли считать этот туристический маршрут "Национальной тропой шерпов"? Возможно. Дело в том, что в «доисторическую и дотуристическую эпоху» это был древний караванный путь из Тибета в Индию, по которому проходил древний торговый, культурный и гуманитарный обмен населения тибетского плато с низменностями Индостана. После покорения в 1953 году Эвереста этот путь облюбовали альпинисты и туристы, идущие к Базовому лагерю о подножья Эвереста. Сейчас это, пожалуй, самый посещаемый туристический маршрут в мире. Но основными пользователями этой тропы являются иностранцы (здесь вы встретите весь мир). Коренные жители долины Кхумбу шерпы заняты, прежде всего, обслуживанием туристов. При этом сохраняют многочисленные ступы и молельные буддистские барабаны. Так что в этом присутствует национальный элемент сохранения традиций тропы шерпов. Но, все-таки, прежде всего это международный туристический коридор…и витрина традиций и культуры шерпов.

Примерно такие же впечатления оставляет древняя тропа инков в Перу (Куапак Ньяну – дорога царя), которая вела от столицы империи инков Куско к сакральным ландшафтам  Мачу-Пикчу. Её протяженность 82 км и поход по ней по высокогорьям Анд для современного туриста занимает 7 дней. Это хорошо обустроенная тропа, выложенная плотно подогнанными каменными плитами, позволяющая местному населению до сих пор перевозить грузы. Но главными действующими лицами являются туристы со всех концов света. Истинный турист только ногами может по-настоящему почувствовать дух времени и дух ландшафтов Анд с руинами инкских строений и культовых мест, понять природу космического мировоззрения инков и их восприятия мира. В начале ХХ века от Куско до Мачу-Пикчк была проложена железная дорога, которая активно перевозит туристов. Но это совсем другой туризм и другой мир Анд – торговый, шумный, навязчивый. Можно ли считать тропу инков национальной тропой Перу? Пожалуй. Но с современным коммерческо-туристическим обременением.

Национальная тропа Швейцарии, на мой взгляд, является эталоном национальной тропы. Она была создана в 1991 году в честь 700-летия создания Швейцарской конфедерации. Тропа начинается от исторического места – поляны Рюгли, где в августе 1291 года представителями трех общин (будущих кантонов) Ури, Швиц и Унтервальден  была торжественно произнесена "клятва на Рюгли" и был подписан Пакт о дружбе и взаимопомощи и о решении всех споров только мирным путем. Именно от этой клятвы идет отсчет швейцарской демократии, главным и единственным инструментом которой является референдум.

Открытию швейцарской тропы предшествовали следующие события. В конце XX века земли исторической поляны Рюгли были выставлены на торги для строительства там отеля. Это вызвало протесты. И тогда школьники Швейцарии собрали необходимую сумму и выкупили этот участок для сохранения его в общественной собственности.

Сейчас здесь создан небольшой музей и оборудовано место для пикников. В обустройстве Швейцарской тропы приняли участие все 26 кантонов, каждый из которых взял под свою опеку участок тропы пропорционально численности населения. Протяженность тропы 55 км. Каждые 5 миллиметров тропы соответствовали одному гражданину кантона (1991). Так что тропа реально стала достоянием и собственностью каждого швейцарца. Каждый швейцарец считает своим святым долгом хоть однажды в жизни совершить 2-х дневное пешее семейное путешествие по тропе вокруг озеро Ури, обязательно взяв с собой детей.

Швейцарская тропа – символ единения швейцарцев в 1291 году и дань памяти отцам-основателям Конфедерации

Швейцарская тропа – символ единения швейцарцев в 1291 году и дань памяти отцам-основателям Конфедерации

Этот гуманитарный проект имел и свое экономическое измерение. Предоставляемые местными предпринимателями и туристическими фирмами услуги приносят ежегодный доход в несколько миллионов швейцарских франков и создали примерно 2000 рабочих мест. Несмотря на экономически успешное продвижение проекта на туристическом рынке, основное его назначение заключается в его культурном и историческом измерении – получение эмоционального знания об истории страны и, что не менее важно, сохранение объектов культурного и исторического наследия Швейцарии.

Все вышесказанное заставляет задуматься о том, в чем же заключается "национальная идея" национальных троп России? Как они должны быть обустроены и кто "отвечает" за ее успешное функционирование. Является ли это целиком заботой государства и нужен ли Федеральный закон о национальных тропах? Какова роль общественности и волонтеров? Как Национальные тропы помогают сохранять природное, культурное и историческое наследие России?  Как будет выглядеть сеть Национальных троп России и каковы приоритеты и размеры? Вопросы, вопросы, вопросы.

Что можно считать главной национальной тропой России (с учетом размеров ее территории и фантастического разнообразия природных, этнокультурных и исторических особенностей)? Если следовать философии швейцарской тропы, то такой национальной тропой, вернее мега-тропой №1 России является  Транссибирская железная дорога, которая является (или должна являться) спинным хребтом и главной кровеносной артерией России. Трудно сказать, как она должна быть обустроена и как функционировать. Но один пункт остается для автора совершенно ясным и обязательным: каждый гражданин России хоть однажды в жизни должен "пройти" по этой тропе, обязательно взяв с собой своих детей.

Эту идею предлагается обсудить в Комиссии Русского географического общества по туризму. Кто знает, может быть, она получит поддержку и будет предметом обсуждений на следующем заседании Общественной палаты РФ.

Ю.П. Баденков,

Член Комиссии РГО по туризму,

ведущий научный сотрудник Института географии РАН