О мещеряках, мещерцах и Мещерском

Фотоматериал Марии Страховой

И в маленьких селах есть, что посмотреть! – в этом уверены члены Сердобского районного отделения Русского географического общества

Село Мещерское - третье по численности в Сердобском районе после Пригородного и Рощино. Благодаря активной позиции местных жителей и главы администрации сельсовета Александра Старостина Мещерское два года подряд занимает призовые места в конкурсе «Самое благоустроенное муниципальное образование Пензенской области».

4we10rat4ic.jpg


Фотоматериал Марии Страховой

26 ноября активисты Сердобского районного отделения РГО посетили Мещерское. Погода не благоволила прогулкам на свежем воздухе, но и в теплых зданиях можно найти много интересного. В мещерской школе сердобчан встретила Светлана Маркина, руководитель музея. История села начинается в 1696 году, когда царь Петр I пожаловал князю Михаилу Васильевичу Мещерскому земли на реках Хопер и Мирьмедим (ныне Верлидим). Как хороший экскурсовод, Светлана Анатольевна своим рассказом помогла совершить путешествие в разные периоды времени. Она показала предметы, найденные при раскопках близ села, о тех народах, которые кочевали в южных пределах Пензенского края в конце первого тысячелетия нашей эры. Село - это в первую очередь люди, внесшие вклад в его развитие. Поэтому большое внимание было уделено биографиям Петра Кологривова, Петра Вяземского, Александра Бернова, Елены Элис, Нины Минькиной и других.

Современных жителей села Мещерское называют мещерцами или мещеряками. Село многонациональное, здесь проживают русские, мордва, чуваши, езиды, есть и потомки молдаван. Интересно, что среди коренных жителей были мещеряки, переселенные сюда в начале XVIII века. Свое происхождение они берут от древнего народа мещера, который наряду с другими финно-угорскими этносами – меря, мурома, чудь заволоцкая – проживал на Русской равнине полторы тысячи лет назад до появления первых славян.

comfxrh5oja.jpg


Фотоматериал Марии Страховой

Семенов Тян-Шанский в своем «Географическо-статистическом словаре Российской Империи» сообщает о группе саратовской мещеры, которая жила в Сердобском уезде Саратовской губернии, в числе 3000 душ обоего пола, в селениях: Старое и Новое Мещерское, а также в Балашовском уезде: Чириковка, Князевка, Мокровка. Он также считает их «старинными» переселенцами с территории Рязанской Мещеры и принадлежащих «к типу русской или обрусевшей Мещеры». К 1860-м гг. они уже ничем не отличались от русских.

Авторы «Военно-статистического обозрения Российской Империи», в начале 1850-х гг. писали о саратовской мещере следующее: «Мещеряки, выходцы из Муромского уезда. Они живут только в двух небольших селениях Сердобского уезда, из которых одно называется Старым Мещерским, а другое - Новым; исповедуют христианскую религию, но чрезвычайно суеверны, с разными нелепыми предрассудками и обычаями, которые так странно смешиваются в их понятиях с обрядами и догматами нашей религии, что трудно решить: более ли они христиане, или язычники, или магометане, как их единоплеменцы, живущие в Оренбургской губернии. Мещеряки приняли некоторые обычаи и самый образ жизни от татар; по одежде они более схожи с чувашами. Есть что-то общее в быте всех этих оседлых иноверцев Саратовской губернии, но быт этот однообразнее быта русских. Правда между ними нет нищих, но и не видать особенно зажиточных; они большею частью хлебопашцы и отнюдь уже не торговцы и не промышленники; не многие занимаются пчеловодством и скотоводством».

hesctyjghnw.jpg


Фотоматериал Марии Страховой

Краевед М.С. Полубояров в своей книге «На реке Сердобе и в иных урочищах» также упоминал мещеряков. «Жителей села Старомещерского из-за особенностей произношения долгое время считали мещеряками, якобы представителями какой-то особой, нерусской нации. Куракинские крестьяне, бывало, увидят на бековской ярмарке знакомых мужиков из Мещерского и давай дразнить, подражая их цокающему говору: «Ляксей, ставь цугун в пецку, хости у дом идуть»! Мещерские стеснялись, но вида не показывали и за словом в карман не лезли. Чего стесняться языка предков? Прекрасный, распевный, поэтичный южновеликорусский говор, он был родным и для древних рязанцев, и для дедов Сергея Есенина. А мещеряками сердобских крестьян называли потому, что привезены из рязанской Мещеры. Советские ученые внимательно исследовали говор пензенских мещеряков и не нашли в нем ничего нерусского».

Мещеряками называли не только потомков мещеры, но и тех, кто имел происхождение из земель Мещерской низменности. Вопрос спорный, кем же были мещерские мещеряки, и у каждого краеведа на него найдется свое мнение. Конечно, если мещеряки, как отдельная народность и были в Мещерском, то они к XX веку практически утратили свою самобытность. Можно было бы предположить, что село названо в честь коренного народа, но, как пояснила руководитель школьного музея Светлана Маркина, этот топоним образован от фамилии его основателя – князя Михаила Мещерского. Выходит интересная игра однокоренных слов Мещера–мещеряки-Мещерское, тесно связанных между собой и имеющих смысловые различия.

wbr-xumcquw.jpg


Фотоматериал Марии Страховой

В музее хранится фотопортрет последней мещерской помещицы Елены Элис (в девичестве Берновой). На нем она предстает в мордовском национальном костюме, на голове – панго, традиционный головной убор женщины-мокши цилиндрической формы, украшенный кружевами.

Эксперт по краеведению Молодежного клуба РГО «Живая вода», руководитель поисковой группы «Азимут-58» Константин Кривулин нашел в своем архиве две фотографии конца XIX века, где изображены жители села – мещеряки – в народных костюмах у своих домов. Подлинных изображений жителей того времени в музее нет, и Константин Владимирович решил передать эти фотографии музею в дар.

prlhz_gweiy.jpg


Фотоматериал Марии Страховой

В сельском доме культуры его заведующая Наталья Семыкина и библиотекарь Наталья Гурина продемонстрировали презентацию с туристическим маршрутом по Мещерскому. Перед отъездом активисты договорились сотрудничать в будущим  году и запланировали провести  ряд мероприятий в селе.


Подготовила председатель Молодёжного клуба РГО «Живая вода» Ольга Кондратьева, фотоматериал Марии Страховой.

Материалы по теме: