О полевом этапе исследований жизни соотечественников в г. Каракол (Киргизия)

Чуть за полночь 19го апреля мы прибыли в Каракол. Добираясь до города, проехали значительную часть побережья озера Иссык-куль, которое считается настоящей жемчужиной Киргизии. Однако после живых и ярких впечатлений от пребывания в Казахстане здесь уже с самой границы бросалось в глаза бедность и некая запущенность проезжаемой нами территории. Казалось бы, вокруг знаменитые горы Тянь-Шаньского хребта, рядом – уникальное озеро, - природа просто чудесная, настоящее Эльдорадо для потенциальных туристов, но… Впрочем, местные экологи вполне довольны именно таким положением дел, ведь, по их мнению, куда лучше нынешнее состояние того же озера, чем то, при котором оно наверняка загрязнялось бы при появлении здесь армий туристов. Возможно, они и правы… И наш первый респондент в Караколе - Кымбат Осмомбаева, декан факультета естественных наук Иссык-Кульского государственного университета.

- Я родилась в Караколе и многие годы здесь живу. Окончила школу, училась в вузе, сейчас работаю деканом факультета естественных наук ИКГУ. Конечно, в последние годы был большой его отток после развала Союза. Сейчас как-то всё уже стабилизировалось, остались те, кто просто не представляет своей жизни без Киргизии. Хотя есть у нас категория населения, которая уже побывала в России, поработала там, вышла на пенсию и… вернулась сюда. Работаю я в университете с 1997 года, кандидат биологических наук, моя специальность - учитель географии и биологии. Конечно, проблем у нас очень много, ведь мало студентов остается в университете, потому что у нас северная область, и молодежь, в основном, уезжает в Бишкек, в Россию, а основная её доля приходится на мигрантов. Здесь большая безработица, поэтому многие уезжают в Россию или Казахстан. А работаю тут, потому что и живу в Караколе, у меня и семья, муж. Я никуда не уезжала. Помимо преподавательской деятельности, работаю с преподавателем нашей кафедры Александром Витальевичем Ивановым на знаменитой ещё с советских времен физико-географической станции. Мы исследуем зоны ледников и занимаемся научной деятельностью. Проблем много и социального характера, низкая заработная плата, но стараемся выживать. Помимо основной работы, пытаемся заниматься предпринимательской деятельностью, так и живем.

… А вот сам Александр Витальевич Иванов, старший научный сотрудник института леса Академии наук Киргизстана, преподаватель кафедры биотехнологии и физиологии растений факультета естественных наук Иссык-Кульского государственного университета, имеет богатую родословную, но корнями – из Казахстана…
- Мой дед мой работал здесь, на территории Иссыл-Кульской области, в том числе и в Караколе, создал великолепную лесную культуру, и его все помнят.Бабушка мне говорила, что корни наши идут из Воронежской области по одной линии, а по другой мы – донские, но точно вам не смогу сказать. Сам я родился в Казахстане, но основную часть жизни прожил здесь, а сейчас живу в 15 км от Каракола, в селе Теплоключенка, где есть и церковь, но вот русских уже маловато остается, хотя название его русское. У людей моего поколения всегда ощущается ностальгия по советским временам, было лучше, конечно, и я не вижу, что изменилось теперь в положительную сторону. Когда мы разделились все, то сами киргизы об этом жалеют. Ведь мы жили в едином советском пространстве 15-ти республик, и могли свободно ездить по всей стране без заграничного паспорта. Сейчас уже сложно даже в Казахстан уехать. Например, моя дочь живёт в Алма-Ате, и ехать через эти границы, когда тебя досматривают, и время теряется, не очень-то приятно. Но особенно сейчас меня волнуют проблемы молодежи, ведь образование наше стало очень плохим, его уровень заметно упал, поскольку этот переход на бакалавриат… В Европе, возможно, эта Болонская система и работает, но здесь – нет. Эти бакалавры, которые потом выходят из вузов, ничего не знают, а затем они же ещё и учат наших малышей. Получается какой-то «снежный ком», - молодежь становится просто безграмотной, с одной стороны. С другой стороны, конечно же, они более продвинуты в плане электроники, интернета и компьютеров, но меня больше волнует употребление наркотиков. В Киргизстане это ещё не так актуально, во всяком случае, в нашем регионе, особенно в киргизских семьях, которые очень хорошо следят за детьми и воспитывают их. Тем не менее, есть такой соблазн.  Мы стараемся, конечно же, преподавать хорошо, у меня, кстати, есть благодарность от президента Путина в трудовой книжке. Стремимся поднимать этот уровень, но финансирование наше до такой степени ничтожно, что бесконечно сокращают рабочие программы, количество часов, потому и студенты должны теперь больше заниматься самостоятельно. В этом плане ничего хорошего здесь нет, ведь в образование надо много денег вкладывать. Если этого не будет, то мы потеряем не только страну, но и целую нацию, мы потеряем всё. Образование – это самое главное, и надо начинать именно с этого!

                  

Здесь, конечно, и глобальные изменения дают о себе знать, в том числе и климата. Ну, и множество региональных проблем, таких, например, как неконтролируемый выпас скота. И это самая большая экологическая беда именно здесь. И леса начинают просто исчезать, они у нас произрастают на маленькой территории и занимают небольшие пространства. И вот она естественно перестала возобновляться, она – гряда – ведь сама себя не воспроизводит, пока мы сами не поможем. А если и поможем, то это уже не лес получится, а искусственный парк. А естественные леса мы начинаем терять, через 50 лет их, возможно, уже и не будет, если не предпринимать никаких действий. Мы сейчас пытаемся что-то делать, говорим об этом через какие-то проекты, гранты, но всё очень сложно. 

… С размышлений об этих экологических проблемах и началось наше пребывание в Киргизии. Ну, а несколько расширили мы свои знания о нынешней ситуации в Караколе и его окрестностях благодаря «круглому столу», который состоялся в одном из помещений местного храма Пресвятой Троицы. В нём, помимо уже названных преподавателей университета, приняли также участие представители церкви и казачества. А встречала нас там секретарь и помощник настоятеля храма – Людмила Николаевна Игнатова…
- Сама я родом из Новосибирска, там окончила институт, и по направлению в 1977 году приехала сюда, чтобы отработать диплом. Так здесь и осталась. Сюда пришла сама, хотя уже здесь до того жила. Батюшке нужно было получать всякие бумаги, заниматься хозяйством. А до этого я проработала 30 лет заместителем директора, и попробовала сама вести дела. И постепенно я оказалась в храме.У меня двое дочерей, одна из них окончила Славянский университет, факультет международных отношений, вторая – политехнический институт, они работают в Краснодаре. Первая дочь заведует переводческим отделом, вторая в химической промышленности. И я горжусь ими, очень довольна. Воспитание у меня, конечно же, было строгое, но такие они и сами остались. И это ведь самое главное – воспитание детей!  А воспитывала я их именно в православных традициях. Я бы пожелала того, чтобы чаще приезжали сюда россияне, хотелось бы, чтобы люди больше знали о нашем храме, по возможности, помогали бы нам. 

… Присутствовал на «круглом столе» и наш следующий собеседник - атаман  Семиреченского казачьего войска, войсковой старшина Олег Анатольевич Базаев…  
- Вообще все переселенцы приезжают, в основном, из Кубани, Воронежа, Украины, и из центральной части России. И когда мы сюда приехали, тут всё было в камнях. Бабушка моя - Саломея Андреевна Никитина родилась здесь в 1895 году. Дед мой приехал сюда по программе с 26-тысечниками в 1910 году сюда. Он был военным, казаком. Впоследствии стал начальником пожарки в селе Теплоключенка.  Матушка моя тоже там родилась. А отец мой с Кубани, со станицы Екатерининского, потомственный казак. Дед мой - Марк Потапович Базаев - воевал в казачьей дивизии, погиб в 1945 году в Германии. Похоронен в Польше  в отдельной могиле, как герой. Нашли в архивах документы о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но подтверждения тому не нашли. Он воевал на Северном Кавказе, Крым освобождал. Погиб в 28 лет. Две войны прошёл, ещё и Бело-финскую. А сам я родился в Казахстане, родители на целине были. А потом вернулись сюда… Казак - он и в душе казак. Он жить этим должен,  и днём и ночью – казак, это его образ жизни. А насчёт песенного творчества могу сказать, что сейчас создали свой хор казачий. Руководитель Светлана Щелгачова, она хормейстер по образованию, всю душу в это дело вкладывает. Как говорится, была бы казачка, а песня найдётся. В советское время петь казачьи песни было сложнее, это не приветствовалось. И старики старались поменьше говорить, да и молодёжь не особо интересовалась этим. А обрядов много, перечислять все долго. Например, сажание на коня в 3 года. Владение шашкой. Обязательно франкировка.

…Последней точкой нашего путешествия в Каракол стала, пожалуй, главная достопримечательность этого городка – музей великого русского путешественника – Николая Михайловича Пржевальского. Мы посетили сам музей, побывали у его памятника и на могиле, встретились с сотрудниками. А утром уже держали путь в столицу республики – Бишкек.

Подготовил президент медиа-клуба "45 меридиан" Олег Ткачёв, фотоматериал Игоря Пантюшова.