О полевом этапе исследований жизни соотечественников в Караганде

220 километров железнодорожного пути из столицы Казахстана в Караганду поезд преодолел за считанные часы. Здесь, в уютном и более спокойным по сравнению с Нур-Султаном, городе, нас встречал Степан Вадюнин, представитель местного фонда «Согласие». Именно благодаря ему члены экспедиции посетили практически все городские храмы и монастыри, где опросили священнослужителей и прихожан, встретились с архиепископом Карагандинским и Шахтинским Севастьяном. А по дороге в гостиницу  Степан Гаврилович рассказал нам и о нелегкой судьбе его семьи.  

                                                                                     
По его детским воспоминаниям, в 80-х годах, когда начался процесс реабилитации  незаконно осуждённых или высланных, отец не хотел подавать документы, но мать настояла. Они подали, и через какое-то время пришло официальное подтверждение того, что семья Вадюниных реабилитирована. Были сняты те обвинения, которые явились основанием для их высылки. Он понимал, что мать хочет отсюда уехать, потому что с её стороны очень многие родственники уже переехали - в Брянск, Екатеринбург, под Новосибирск, в город Куйбышев, Чайковск, Череповец и т.д. В этом и состояла семейная проблема. Но отец наотрез отказывался. Он был физически очень крепким и несдержанным человеком…        

                                                                                                           
«В конце концов, и до меня дошла идея задать отцу вопрос: «А почему мы не переезжаем?» - вспоминает Степан Вадюнин, - Он сначала отмалчивался, потом ссылался на мой возраст. И в какой - то момент (88-89 год, когда мне было около 14 лет) он мне, все-таки, рассказал, что не уезжает он только по одной причине, - что если ему туда уезжать, то он, будучи мужчиной, будет вынужден поубивать там всех в станице. Я очень удивился: «почему такая жестокость?» - хотя он и не самым добрым человеком был. Он ответил: «По одной простой причине: твоего деда выслали, несмотря на то, что он в самом молодом возрасте «прибился» к большевикам, воевал в гражданской войне за большевиков, за советскую власть, дошел в рамках борьбы с бандформированиями до территории нынешнего Ирана, гнав туда басмачей. И вернулся заслуженным воякой, но ему никто не простил его происхождения, ведь он из атаманской семьи». Однако это было не главной проблемой, - решающим здесь оказался донос его братьев в том, что он «нехороший человек», «кулак», «враг советской власти». Естественно, в определенный момент к нему пришли. Сначала забрали его. Потом - мою бабушку. И когда его вели в конвое, а бабуля ему снарядила мешок со съестными запасами, одна из тёток указала на него конвоиру, заставив того забрать этот мешок, - «чтобы он издох, пока его везут до места». А спасло моего деда, по рассказу отца, то, что перед погрузкой в теплушку не родственница, а соседка по фамилии Телегина сунула ему маленький сверток с махоркой. Пока ехали сюда, - а это была зима, - многие умерли от голода, а он выжил  только благодаря тому, что махорку эту менял на сухари и что-то ещё, что было у них… Вот такая история. Именно из этого ехать туда, к тем людям и даже их потомкам, отец наотрез отказывался. Потому что искренне считал, что все эти люди достойны смерти от его руки, а он не хотел ни сидеть в тюрьме, ни брать на себя этот грех, ни, соответственно, ехать туда». 

…Ещё много подобных историй мы услышали от наших респондентов в Караганде, и тема последствия репрессий и ссылок в лагеря в тяжелые годы первой половины прошлого века стала для нас уже привычной в этих беседах. Оказывается, здесь, на территории нынешнего города, раньше были расположены 4 поселка (Тихоновка, Федоровка, Михайловка, Зеленая балка). Все они были классическими переселенческими точками возле речушек. И был здесь храм. Когда стали разрабатывать уголь в 19 веке, то к 30 годам началась и индустриализация. Поселки были объединены в город Караганда в 1934 году, и к этому времени храмов уже не осталось. Так, в одном из бывших церковных зданий размещалась первая карагандинская радиоточка. Волна возрождения православия началась с появления здесь спецпереселенцев и репрессированных. В частности, из Оренбурга, где было уральское казачество. Они приезжали сюда и селились в голой степи в землянках, теплушках и т.п. Караганда и соседние с ним Балхаш и Жезказган – это уникальные города, которые построены и основаны переселенцами из России. Что интересно, живы казачьи традиции здесь и сегодня. Так, по воспоминаниям атамана местного казачьего хутора Станислава Владимировича Зиньковского,  его дед с бабушкой по матери сюда переехали с Урала, из с Курганской области, а по отцу бабушка с дедушкой были репрессированы и сосланы. На мой вопрос о нынешней жизни местного казачества, он с бодростью в голосе отвечал, что традиции эти сохраняются, и во многом здесь они пытаются их восстановить: «Где-то копаем, что-то выискиваем новое, у других спрашиваем, у стариков. В Россию поехал – с оренбургскими казаками пообщался, что-то у них узнал, от старших товарищей переняли, ведь 70 лет старательно изымали это из памяти… Вот так и внедряем. Каждый у себя, в первую очередь, в семье. У меня родился сын, ну мы, во-первых, в хуторе это событие отметили, собрались, попили чай, все поздравили меня, и так далее. Всем хутором его и покрестили.  А когда ему исполнится 3 года, то по традиции подарим ему штаны с лампасами. Это такой «праздник первых штанов».

…Ну, а там, где казачество, - там традиционно и православная церковь! Их количество в нынешней Караганде, как и в целом по Казахстану, заметно увеличилось. А когда-то здесь был всего один храм, действующий с 1949 года. И уже почти 30 лет служит в нем псаломщиком Александр Петрович Антоненко, с которым мы затем встретились…                                                                                            

«В храме этом я служу ещё, можно сказать, с советского времени – с 1991 года, - рассказал он в беседе со мной. -  Жизненные изменения за почти эти 30 лет, конечно же, произошли, поменялись настоятели, по службе здесь особых проблем нет, у нас здесь всё спокойно. Конечно, люди стали другими, да и жизнь изменилась. Но, хоть и прошло 30 лет, и уже, вроде бы, нет такого притеснения церкви, как раньше, но люди всё равно мало интересуются. За эти годы наш храм постепенно расширялся, был и одноэтажным, почему у нас и окна внизу. Да и не разрешали раньше возводить высокие храмы, поэтому он был похож на барак. До 1955 года это был единственный храм в городе. Причем, ходили сюда километров 15 пешком, поскольку транспорт тогда просто не доходил. Но прихожане приходили, ночевали здесь при храме».  

 … Постепенно количество русскоязычных прихожан в православных храмах так же снижается, несмотря на то, что самих церквей становится в Казахстане больше. Вот и тема сокращения числа русскоязычного населения остается актуальной сегодня и в Караганде. Мы побывали в центре русского языка «Светоч». Сначала встретились с молодой выпускницей школы Анастасией Скаровой. Поинтересовались, куда она собирается поступать в дальнейшем. Оказалось, что свою будущую жизнь хочет связать с Россией, именно там находится тот медицинский вуз, в который она и мечтает поступить… А преподаватель «Светоча» Виктория Максимова, сравнивая ещё недавнее время, когда уровень преподавания русского языка был здесь заметно выше, с нынешним не скрывала своей озабоченности…                                                                                                                                            

- Русский мир – это, прежде всего русский язык, который я преподаю, а русская литература – это русская культура в целом, умение говорить на языке, это история, искусство, это театральные и музыкальные постановки, - считает Виктория. -  Я не так часто, к сожалению, бываю в российских городах, но мне было очень приятно 8 лет назад побывать на Ассамблее русского мира в Москве, куда была приглашена благодаря нашему «Светочу». В течение 5 дней была там, и это, конечно же, было очень интересно. И несколько странно было мне слышать, как представители Молдовы, Украины, прибалтийских стран говорили о состоянии русского языка. То есть оно уже тогда было очень сложным у них. Я это понимала, и думала: вот я живу в Казахстане, в русском мире. Но вот в последние 2 года я стала всё чаще вспоминать разговоры, которые были у нас в Москве тогда. Потому что у нас очень сильно изменилось отношение к языку 2 года назад. Это связано с тем, что у нас появилась новая программа Оскфордской и Кембриджской системы образования, по которой русский язык изучается только как разговорный, то есть язык, как система, разрушен, и мы уже его не изучаем так, как раньше. Это очень печально».                                                                                                                                        

…Ещё одна интересная встреча состоялась у нас и в здании телекоммуникационной компании «Азия Бел», где благодаря стараниям нашего «гида» по Караганде Степана Вадюнина. А встречались мы с активистами общественных организаций города. Одна из самых ярких личностей в этом направлении - Анна Георгиевна Невская, предприниматель, организатор праздников агентства «Престиж».  

- Мама моя приехала сюда из России по комсомольской путевке в рамках большой индустриализации Казахстана. Познакомилась с моим отцом, в итоге родилась я. Здесь же родились мои дети, их трое. Здесь родился и мой, муж, у которого своя история. В основном мы имеем отношение к тому, что страну строили наши предки. По линии моего мужа там тоже целая династия, которая имеет отношение к становлению и развитию медицины в Караганде. То есть мы все потомки здесь либо ссыльных, либо тех, кто приехал строить и поднимать Казахстан.
- А вы родились здесь?
- Да, и прожила здесь всю жизнь, вышла замуж и родила троих детей.
- Скажите, в последние годы у вас есть какие-то сложности в жизни?
- Я бы сказала так. С определённой прослойкой населения проблем нет вообще, то есть это мои друзья, знакомые, окружение, которых я допускаю до себя. Есть много друзей в соцсетях, прежде всего, в Фейсбуке. Это масса людей, которые объединились по интересам и это, как говорится, мои братья по крови, а больше даже по духу, с которыми проблем не возникает. А есть другая прослойка националистического формата, они называют себя национальными патриотами, с ними другие отношения. Стоит почитать Фейсбук, мою ленту, и вы ужаснётесь. Вот такие у нас отношения с местным населением, они разные. 
- Насколько спокойна ваша семейная жизнь здесь, есть ли какие-то проблемы?
- Тут очень много русскоязычного населения и на бытовом уровне, можно сказать, были какие-то единичные проявления. Но в школе у детей проблемы нет. Проблемы появляются, по большому счету именно в формате соцсетей со стороны национальных патриотов, будем так их называть. 

… Караганда. Этот город оставил для нас множество свежих впечатлений. Степан Вадюнин, «русский мир» в лице православной церкви, представители местного казачества, преподаватели русского языка из центра «Светоч», деятельность общественных организаций. А впереди – ещё один «русскоязычный» город Казахстана – Тимертау… 

Подготовил президент 45 меридиана Олег Ткачёв, фотоматериал Игоря Пантюшова