О роли географии и её актуальных задачах на вятской земле: профессор Алексей Прокашев дал большое интервью после Географического диктанта

Алексей Прокашев и активисты Молодёжного клуба РГО. Фото Алексея Матушкина

19 ноября 2023 г. Кировское областное отделение РГО отмечало большой праздник – Географический диктант. В числе его участников были и члены Общества, в том числе выпускники Вятского госуниверситета. Они обратились к профессору ВятГУ Алексею Прокашеву с рядом вопросов, навеянных праздничной атмосферой. Вот что получилось в результате блиц-интервью, записанном членами КОО РГО Еленой Соболевой  и Семёном Мокрушиным.

- Алексей Михайлович, каково Ваше личное отношение к географическим диктантам?

- Это без преувеличения – гениальная идея Русского географического общества. Благодаря организации географических диктантов данный проект фактически стал праздником  не только для представителей нашей профессии, но и всероссийским народным праздником. Посудите сами: в этот холодный ноябрьский день к нам пришли сотни жителей г. Кирова и области, а ведь могли бы, например, испытать себя в он-лайн варианте, сидя в удобном кресле перед компьютером. Спрашивается почему? Думается, таким образом они выражают свою солидарность с отечественной географией.   

 - Алексей Михайлович, а как Вы видите место географии среди других наук?

- Никоим образом не принижая роль других наук, я ставлю географию на одну из самых верхних ступенек пъедестала!

- Чем обусловлена такая высокая оценка?

- Этот вопрос требует обстоятельного разговора. В тезисном формате попробую заострить внимание хотя бы на отдельных аспектах.

Во-первых, география – это одна из фундаментальных наук, число которых менее десяти. В этом перечне она по праву занимает почётное место наряду с математикой, физикой, химией, геологией, биологией и почвоведением.

Во-вторых, география – особая синтетическая по своей структуре – природно-общественная наука. Она учит системному восприятию и анализу окружающего мира, в единстве процессов абиогенной, биогенной, биокосной, техногенной и социальной природы. Перефразируя выдающихся корифеев  отечественной географии, её можно по праву считать не только философией естествознания, но и философией природно-общественных явлений и процессов, протекающих в географической, читай окружающей, среде.

В-третьих, это не только теоретическая дисциплина, как может показаться на первый взгляд. Нет, начиная с середины ХХ века, география всё более смело вступает на поле конструктивно-прикладных проблем, связанных с оптимизацией пространственной структуры и функционирования суперсистемы «природа – общество»,  оценки её природно-ресурсного и экологического потенциала. Без успешного решения этой проблемы будущее цивилизации подобно возврату в Темные века.

В-четвертых, современная география, коренным образом обогатила свой исследовательский методический инструментарий. В этом ей помогает развитие таких прорывных направлений как эволюционно-исторический, динамический и системный подходы, математизация, ГИС-технологии, дистанционный пространственно-временной анализ, моделирование и прогнозирование географических процессов и ситуаций. Поэтому география наших дней – это не только наука о современном состоянии географической среды и её региональных пространственных структур. Вооруженная методами палеогеографического анализа она способна заглянуть в далёкое прошлое географической оболочки и на этой основе достаточно уверенно прогнозировать её будущее развитие. Иными словами, именно на современную географию и географов, наряду с другими специалистами, возлагается ответственность за рачительное использование ресурсного и экологического потенциала планеты.

- А как Вам видятся задачи географии в региональном ракурсе, с привязкой к нашей вятской земле?

- Разумеется, здесь у кировских географов есть множество точек приложения своих творческих сил, прежде всего для решения комплексных проблем. В качестве ориентира приведу пару примеров. В настоящее время географы Кировского отделения при поддержке РГО участвуют в разработке нового, второго по счёту варианта проекта национального парка. Нами выполнен весомый объём проектных полевых и камеральных исследований, которые, надеюсь, получат дальнейшее развитие и поддержку. Хотелось бы надеяться, что вскоре основной задачей в этом плане останется только придумать название национальному парку (шутит А.М.). Другой пример имеет отношение к новому, мало изученному типу географических объектов – приречных экотонов.

- Можно ли пояснить, чем обусловлена актуальность изучения второго типа объектов?

- Приречные экотоны – это один из частных вариантов экотонных геосистем, примером которых, как Вы знаете, могут быть зональные и иные типы: главный бореальный экотон Европейской России, предгорные экотоны, прибрежно-морские и другие варианты.

- Кажется, нечто подобное Вами уже изучалось ранее?

- Да, это так! Тогда объектом исследования служил приречный экотон крупной реки – Вятки – главной водной артерии нашей области. А в настоящем случае речь идёт о реках меньшего «калибра», являющихся её притоками. 

- Чем они, на Ваш взгляд, интересны с научной точки зрения?

- Приречные экотоны малых рек служат не менее ценными исследовательскими геосистемами, чем экотоны крупных рек. В совокупности они позволяют создать более объёмную картину функционирования и развития как междуречных, так и долинных ландшафтов на более детальном уровне. Подобные экотоны, как правило, отличаются большим разнообразием и динамичностью ландшафтных обстановок, повышенной степенью рефлекторности к меняющимся физико-географическим процессам и поэтому могут служить в качестве чувствительных индикаторов состояния, структуры, динамики и направленности эволюционного развития геосреды.

- Можно ли развить эту мысль?

- Да, конечно! Избранный нами регион исследования не случаен. Он относится к «живым» структурам, с восходящим типом тектонических движений на современном этапе. Однако ранее ему предшествовал период относительного тектонического «покоя», что придало рельефу платообразный характер. Об активизации его развития под контролем действующих ныне эндогенных и экзогенных процессов свидетельствует ряд признаков. В их числе: глубокие врезы долин малых и средних рек, четкость их коленоподобных поперечных профилей, неадекватность количества террас относительно малой массе речных вод, активные водно-эрозионные  овражные и оползневые процессы, погребённые почвы и др. Асимметрия долинных комплексов вызвала значительные контрасты в гидротермических условиях и привела к формированию экзотичных – остепненных – флористических комплексов и уникальных почв, требующих детального изучения и включения в состав новой почвенной классификации.

- Не могли бы Вы показать какие-либо фото для иллюстрации сказанного?

- Да, конечно! (Алексей Михайлович демонстрирует серию фото, частично представленных в фотогалерее данного интервью).

- Изложенное Вами очень интересно!

- Я не возражаю против такой оценки. Действительно, эта проблема, как и выше упомянутая по национальному парку весьма интересны с научной точки зрения. Поэтому они послужили основанием для разработки нами соответствующих проектов на грант РГО 2024 года от регионального отделения.

- Спасибо, Алексей Михайлович, за изложенную Вами страничку из жизни нашего областного отделения РГО! Желаем успешного претворения в жизнь всех задуманных проектов!  

- Спасибо и Вам, Елена Сергеевна и Семён Леонидович за участие в Географическом диктанте и проявленный интерес к жизни Общества!

Выходы слоистых песчаников на приречной ступени коренного склона
Дерново-псаммокарбонатные почвы на элювии известковистого песчаника (Шошма)
Долина реки Гоньбинка
Долина реки Шошма
Исследование овражно-балочных систем коренного склона Гоньбинки
Остепненные ассоциации с ковылём перистым на коренных южных склонах приречного экотона Шошмы
Почва с погребённым гумусовым горизонтом на пойме Шошмы
Фрагмент I надпойменной террасы Гоньбинки с погребёнными гумусовыми горизонтами
Фрагмент балки в верхней части коренного склона реки Шошма
Фрагмент долины реки Гоньбинки
Фрагмент коренного берега долины реки Шошма с выходами карбонатных песчаников
Фрагмент оврага в тоще покровных суглинков на коренном берегу Гоньбинки
Фрагмент оврага на коренном берегу реки Гоньбинки
Фрагмент оползня на коренном берегу Гоньбинки
Алексей Прокашев с блоком карбонатного песчаника