Более чем 76 лет назад Антарктида, особенно ее внутренние области, была практически белым пятном на карте мира. Этот ледовый континент открывался стихийно китобоями и моряками, и ее существование носило в основном описательный и фрагментарный характер.
Она была открыта в ходе экспедиций русских мореплавателей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1820 г. Несмотря на то, что в начале XX века был осуществлен ряд выдающихся иностранных экспедиций вглубь континента (Р. Скотт, У. Брюс, Ж. Шарко, Э. Шеклтон, Р. Амудсен, Д. Моусен и др.), а в 40-50-х гг. 20-го века была создана иностранными государствами (в основном США) сеть наземных станций для изучения материка, знания об Антарктике ограничивались сведениями о физико-географических условиях субантарктических островов и северо-западной части Антарктического полуострова.
Антарктические воды изучались учёными нашей страны во второй половине 40-х годов прошлого столетия попутно и складывалось из наблюдений по океанографии, метеорологии и биологии китов, которые проводились с 1946 г. небольшой научной командой, состоявшей в китобойной флотилии «Слава» . Резкая интенсификация изучения Антарктиды началась мировым сообществом в послевоенное время, что было связано с активным включением в этот процесс Советского Союза - государства, внесшего основной вклад в победу во Второй Мировой войне. Возникшая конкуренция с мощным соперником, который в своих исследованиях опирался на многолетнюю практику работ в Арктике, оживила работу в Южном полушарии других стран, прежде всего США.
СССР вел войну с Германией и Японией, а Антарктиду, которую русские мореплаватели открыли в начале XIX века начали делить между собой ряд иностранных государств, которые провели экспедиции на материке и основали там исследовательские базы. Территориальные притязания на Антарктиду выдвигали: Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, США. Норвегия претендовала на территорию в Антарктиде, превышающую свою собственную почти в десять раз, включая остров Петра Первого, открытый русскими мореплавателями. Австралия считала своей половину Антарктиды.
13 июля 1955 г. правительство Союза ССР приняло решение о проведении масштабной антарктической экспедиции в рамках Международного геофизического года (МГГ), который должен был начаться в 1957 г.. Научное руководство экспедицией было возложено на Академию наук СССР, а подготовка и техническое оснащение было поручено Главному управлению Северного морского пути Министерства морского флота, как организации, имеющей значительный опыт работы в Арктике.
Уроженец г. Пензы, Евгений Матвеевич Сузюмов, который в 1955 г. занимал должность заместителя начальника отдела морских экспедиций АН СССР (возглавлял этот отдел герой-полярник И.Д. Папанин), был назначен ученым секретарем первой комплексной экспедиции в Антарктиду (КАЭ-1) на дизель-электроходе «Обь». Сузюмов был включен в инициативную группу по организации экспедиции и в дальнейшем координировал деятельность групп, которые занимались отдельными программами по океанографии, организации работ на материке, связям с межведомственным комитетом Международного геофизического года, гляциологии и географии, метеорологии, навигации, расчетам загрузки судна и выгрузки грузов на побережье ледового континента. Опыт организации перевозок по трассе Северного морского пути во время Великой Отечественной войны, приемки военных грузов, прибывавших с иностранными караванами в северные порты, пригодился Сузюмову, чтобы осуществить возложенные на него обязанности.
Одновременно с советскими учеными приступили к строительству антарктических станций и другие страны. В 1958 г. в Антарктиде насчитывалось уже 48 научных станций - их наибольшее количество располагалось в относительно более доступных областях на Антарктическом полуострове. США открыли 7 станций, Великобритания - 15, Аргентина - 10, Чили - 9. С этих баз производились внутриконтинентальные походы и велись комплексные научные наблюдения.
Международный геофизический год стал одним из крупнейших всемирных научных мероприятий, когда по единой программе, одновременно во всех частях земного шара исследовались сложные природные явления в земной коре, в морях и океанах, в атмосфере на разных высотах и в космическом пространстве. Началом первого этапа работы многолетней советской антарктической экспедиции следует считать появление в водах Антарктики в начале 1956 г. ее флагмана дизель-электрохода «Обь».
Задачи программы КАЭ-1 были следующими: изучение влияния атмосферных процессов в Антарктике на общую циркуляцию атмосферы Земли, исследование основных закономерностей перемещения антарктических вод и связи их с общей циркуляцией вод Мирового океана, составление физико-географического описания Антарктики и современных ледников Антарктиды, геологической характеристики и истории антарктической области, биогеографической и гидрографической характеристик Антарктики. В рамках изучения планировалось создание в 1955-1956 гг. научной опорной базы на Антарктическом материке и организация южнополярных станций, изучение особенностей географических явлений в Антарктике, изыскание новых районов для советского китобойного промысла, а также изучение методов обеспечения исследований в Антарктике.
В справке-характеристике АН СССР говорится: «Е.М. Сузюмов являлся одним из главных организаторов первых советских исследований в Антарктике». Помимо координации экспедиционных работ, его задачей было провести переговоры с представителями правительств и учеными ряда стран о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе в случае опасности для жизни ученых-зимовщиков.
В первой советской антарктической экспедиции участвовали три судна: дизель-электроходы «Обь» и «Лена», которые имели водоизмещение в 12 600 тонн, грузоподъемность в 4500 тонн и мощность машин по 8200 лошадиных сил и «Рефрижератор № 7» водоизмещением 2200 тонн, который предназначался для доставки скоропортящихся продуктов на береговую базу. Старт экспедиции на дизель-электроходе «Обь» состоялся 30 ноября 1955 г. в порту Калининграда, где сейчас находится музей Мирового океана.
5 января 1956 г. «Обь» подошла к антарктическому материку. Именно с этого дня наша страна начала крупномасштабное изучение Антарктиды, которое продолжается и по настоящее время.
Разгрузка «Оби», а затем и подошедшей «Лены» проходила в чрезвычайно неблагоприятных условиях: мешали штормы, обваливался край многометрового ледового щита Антарктиды, судам приходилось часто менять место стоянки, участники экспедиции вели разгрузку круглосуточно. 13 февраля 1956 г. выгрузка 8000 тонн груза была завершена, в Мирном был торжественно поднят флаг СССР, и с этого момента ученые начали вести регулярные научные наблюдения: по радиоканалам передавались сводки погоды, результаты исследований. Первая советская обсерватория была названа «Мирный» в честь одного из кораблей первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева.
Естественно, что первые исследования первой советской экспедиции носили рекогносцировочно-описательный характер. Для того, чтобы составить представление о природе Антарктиды, предпринимались многочисленные полеты авиации, а также санно-гусеничные походы во внутренние районы материка. Изначально в акватории моря Дейвиса и прилегающих районах Южного океана ежемесячно, включая зимний период, проводилась авиационная разведка. В результате каждого из полетов или походов удавалось получить новые, порой уникальные научные материалы по различным разделам науки, открыть новые географические объекты. Так, например, при полете 16 января 1956 г. из Мирного вдоль побережья на восток до Берега Нокса было обнаружено много неизвестных ранее островов и выходов коренных пород, замечены изменения в очертании шельфового ледника Шеклтона. С первых же экспедиций широко развернулись аэрофотосъемочные работы, материалы которых позволили составить достоверные карты многих участков побережья и горных районов в глубине материка. Обширные рекогносцировочные работы проводились и с борта экспедиционных судов. В результате эхолотного промера с дизель-электрохода «Обь» были откорректированы многие навигационные карты.
Из разных источников - докладов, статей и книг, в т.ч. работ Е.М. Сузюмова , М.М. Сомова и А.Ф. Трешникова- можно сделать вывод о том, что КАЭ-1 выполнила значительный объем исследовательских работ, как на материке, так и у побережья Антарктиды. Например, 27 марта 1956 г. советские исследователи достигли самой восточной точки первого плавания вдоль берегов Антарктиды — островов Баллени. Таким образом, комплексные исследования вод, омывающих Антарктиду, были в этот рейс проведены от 91 до 162° восточной долготы. Было создано 57 океанографических станций, проведен эхолотный промер глубин там, где они никогда не измерялись. Биологи собрали большие коллекции фауны и флоры антарктических вод.
В горных районах Антарктиды советскими исследователями были выполнены аэрофото- и аэромагнитная съемки, собраны большие коллекции горных пород, открыты неизвестные ранее горы, получившие название Русские, Гагарина, Титова, Бардина, Заварицкого и др. В результате обширных рекогносцировочных работ огромные пространства суши и океана материка, бывшие до этого совершенно не исследованными, получили широкое научное освещение в СССР и в мире.
Одним из классических итогов этих обобщений стало издания Атласа Антарктики (1966 г.), в котором подведены итоги изучения Антарктики на первом этапе ее исследований.
В рамках МГГ в период 1955-1958 гг. СССР осуществил две зимовочные (руководители М. М. Сомов и А. Ф. Трешников) и две морские циркум-антарктические экспедиции на судах «Обь» и «Лена». Были построены научная обсерватория Мирный (открыта 13 февраля 1956 г.), станция Оазис, внутриконтинентальная станция Пионерская. В ходе КАЭ-2 (1956-1957 гг.) построены станции Восток-1, Комсомольская и Восток в районе Южного геомагнитного полюса. В ходе КАЭ-3 (1958-1959 гг.) санно-гусеничный поезд на тягачах достиг Полюса относительной недоступности, где была открыта база для внутриконтинентальных походов. СССР занял одну из лидирующих позиций в антарктических исследованиях.
19 января 1959 г. был подписан «Договор об Антарктике», который вступил в силу в июне 1961 г. Он определил нейтральный статус континента и был направлен на недопущение милитаризации шестого материка и замораживание территориальных претензий на неопределенный срок.
Договор запрещает на территории южнее 60 параллели южной широты «любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Отдельная статья вводит запрет на «любые ядерные взрывы в Антарктике и захоронение в этом районе радиоактивных материалов».
Антарктида является крупнейшим аккумулятором запасов пресной воды, ее ледовый покров болезненно реагирует на изменения в атмосфере, которые происходят в результате ее загрязнения. В 1991 г. был принят Протокол по охране окружающей среды Антарктики, на основании которого установлен 50-летний мораторий на геолого-разведывательные работы. 45 государств-участников договора по Антарктике подписались в обязательстве сохранять экологию шестого континента.
Кроме этого, постоянное присутствие России в Антарктике формирует современную мировую геополитику, закрепляет за нашей страной статус лидирующей державы в области научных исследований полярных широт и Мирового океана. Правовые соглашение о мирном использовании данных территорий ратифицированы благодаря участию нашей страны в исследовании южно-полярных широт, которые были начаты КАЭ-1.
В настоящее время в Антарктиде действует 39 научных станций и баз, которые принадлежат 18 государствам, ведущим там исследования.
Подготовил Игорь Пантюшов.