На очередной встрече проекта «Литературная минералогия» собравшиеся узнали подробности об археологического памятнике «Тиуновская трёхмерная модель Заволочья – Тиуновское святилище» (ТТМЗ-ТС) в Тарногском округе.
Результатами своих исследований поделились археолог Иван Никитинский и геолог, член регионального отделения Русского географического общества Валерий Чернышов.
Зафиксированы следы обжига камня. Для последней четверти XIV века характерны сильные морозы, холодные осени и поздние весны. Предполагается, что эти следы – это попытки «нагреть» остывающую Вселенную путем нагревания большого камня с его изображениями ритуальными кострами.
Изыскания в области былинного эпоса о Василии Буслаеве и камне-алатыре позволяют сопоставить Тиуновское святилище с камнем-алатырем этих былин. Вероятно, в верхней части бассейна реки Кокшеньги в XIV-XVI веках существовало языческое население, оставившее после себя Тиуновское святилище и могильники в священных рощах-кустах. Конечный итог этнического процесса, имевшего место на верхней Кокшеньге в это время, – рождение этнографического подразделения русского народа, кокшаров.
Состав и происхождение камней с момента его открытия вызывали разноречивые мнения. Причиной была необычная форма основного камня и его структура. Первоначальным было мнение, что камень принёс ледник. Однако эти камни, в отличие от всех известных крупных ледниковых валунов области (обычно гранитного состава), сложены средне-основными вулканогенными породами – породами, не терпящими дальней транспортировки.
Основной камень является андезибазальтом – зеленовато-серой вулканической породой скрытокристаллического строения, характеризующейся ярко выраженной параллельной флюидальностью – следами течения лавы. Округлая форма основного камня святилища связана не с обработкой его при переносе ледником, а отвечает шаровой отдельности, характерной для пород этого состава. При такой отдельности в породах при разрушении возникают концентрические трещины, обычно скорлуповато-отслаивающиеся. Поскольку создатели ТТМЗ-ТС не имели геологического образования, разжигание ими костров возле основного камня, направленное на своеобразный «разогрев» Вселенной, привело к дополнительному воздействию на камень и стимулировало отслаивание плиток. Алтарный камень имеет мелкозернистое строение. Под микроскопом это пироксенит.
Данные породы, по мнению исследователей, представляют собой жерловую (алтарный камень) и лавовую (основной камень) части «местных» вулканов начала мезозойской эры, порядка 200 миллионов лет назад. Это время – период тектоно-магматической активизации древних платформ, в том числе и нашей, Восточно-Европейской. Тогда происходило усиление тектонических перемещений, дробление фундамента и проявление вулканизма.
Подтверждением этой гипотезы является находка геолога Анатолия Труфанова. В 2003 году в Мутовинской линзе на реке Сухоне в коренном залегании мелалейцититов он обнаружил ультраосновные магматические породы, близкие по составу как пироксенитам Тиуновского объекта, так и кимберлитам – потенциально алмазоносным породам.
Поскольку оба объекта расположены в пределах перспективной на коренные алмазы Илезской площади, они являются первыми косвенными признаками алмазоносности этой территории.
Валерий Чернышов