head-bg-picture

Об экологическом образовании в Республике Бурятия

Знатоки Байкала

Знатоки Байкала

Об экологическом образовании в Республике Бурятия Об экологическом образовании в Республике Бурятия

2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Работа в области экологического образования, воспитания и просвещения должна вестись постоянно и планомерно, а ведется она сложно, т.к. нет закона об экологическом образовании на федеральном уровне, нет целевых программ, соответственно, нет финансирования. Отсутствует предмет «Экология» в российских школах (только факультативно), нет «Байкаловедения» как регионального компонента в школах Бурятии.

В 2016-2017 учебном году Бурятским республиканским отделением Русского географического общества совместно с Министерством образования и науки республики Бурятия и Министерством природных ресурсов республики проведено 8 крупных экологических акций, целью которых было выявить реальное состояние экологических знаний у школьников и взрослых. Для взрослых был проведен экологический диктант (2000 детей и 120 взрослых)

К сожалению, результаты оказались неудовлетворительными. 40% детей в возрасте от 7 до 11 лет не знают, что за зверь нерпа, считают, что браконьер – это профессия, не знают, как правильно развести костер в лесу и вообще не знакомы с правилами поведения на природе.

Дети очень плохо знают терминологию и местную фауну, практически не знают об отечественной системе охраняемых природных территорий, но наслышаны об американских национальных парках (сказывается влияние телеканала National Geographic). Совершенно нет представлений о законодательстве в сфере охраны природы, только одна школьница дала верный ответ, написав название единственного закона, касающегося природного объекта - «Об охране озера Байкал».

Все это показывает, насколько мало знаний получают дети в рамках уроков биологии и географии и как важно введение в школьную программу Бурятии предмета «Байкаловедение». Школьники живут у Байкала и толком о нем ничего не знают. Даже десятиклассник находится в плену мифов и отвечает, что озеро огромное и обойти его невозможно.

Очень хорошим стимулом по изучению родного края является организация различных конкурсов. В прошлом году мы провели олимпиаду по Байкаловедению, предложив детям не стандартный набор тестовых вопросов, а задания на логику и размышление. Было разрешено использовать любые источники литературы, консультироваться со специалистами разных ведомств, для того, чтобы предложить свой вариант решения поставленной задачи.

Олимпиада носила Межрегиональный статус с участием Иркутской области и Забайкальского края. Победители в количестве 15 человек были приглашены в Международный эколого-образовательный центр «Истомино» для участия в образовательной школе.

В рамках школы были проведены разные занятия по почвоведению, ботанике, гидрохимии, ГИС-технологиям и т.д. И как результат в этом году эти дети занимают призовые места на разных олимпиадах снова.

Нами проведена работа по гранту Русского географического общества «Организация экологической тропы «Харашибирские столбы», постоянно организуются семинары по методике преподавания «Байкаловедения» для учителей Республики Бурятия. Назрел вопрос об издании современного учебника по географии Бурятии.

Мы должны научить своих детей в первую очередь любить свою родину, наш Байкал. Но любить то, что не знаешь, невозможно, поэтому большую роль играют полученные знания о природе, о Байкале, об охране окружающей среды.

Несмотря на то, что экология как обязательный предмет в школах не изучается, экологическое воспитание и просвещение является социальным заказом общества. Человек, обладающий экологическими знаниями, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Воспитывая сейчас подрастающее поколение в данном русле, у нас есть шанс вырастить экологически грамотное поколение.

Результаты некоторых конкурсов представлены ниже: