Об исторических драгоценных и культовых камнях рассказали вологжанам геолог и историк из РГО

Встреча проекта "Литературная минералогия". Фото: Валерий Чернышов

Драгоценные и культовые камни – звучит загадочно даже в наше время. Романтическое обаяние, удивительные легенды, магия… «Камни и минералы в истории» – такую тему на этот раз преподнесли слушателям геолог Валерий Чернышов и историк Иван Никитинский.

На одной из встреч проекта “Литературная минералогия” соединились два направления: первое – исторические драгоценные камни, второе – культовые камни и древние святилища Вологодской области.

Красивые кристаллы и хорошо ограненные драгоценные камни,  знаменитых алмазы и рубины, изумруды и сапфиры…

Валерий Чернышов рассказал о значимых исторических камнях. В первую очередь, это легенды царского дома Романовых. Наиболее древней является шпинель Большой императорской короны, или «рубин Меншикова – исторический драгоценный камень, красная благородная шпинель, которая с XVIII века и по настоящее время венчает Большую императорскую корону. Самый большой из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда Российской Федерации. Масса камня 398,72 карата, он не огранён, но отполирован.

Алмаз «Орлов», или «Великий Могол» (199,6 карат) был найден в Индии. По легенде, этот камень был подарком Екатерине II ее фаворитом, графом Орловым. Инкрустирован в императорский скипетр. Является самым крупным бриллиантом из фонда исторических камней Алмазного фонда Российской Федерации. Легенду о похищении этого бриллианта из Индийского храма использовал Уилки Коллинз в своем «Лунном камне».

Алмаз «Шах» (88,7 карат) также найден в Индии в XV веке. Имеет три выгравированные надписи о владельцах камня. Алмаз не огранен, а только отшлифован. Считается, что именно этот камень был подарен российскому правительству за убийство А. С. Грибоедова, хотя этот факт не находит подтверждения.

tpyh9sjpmc8.jpg


Геолог Валерий Чернышов. Фото: из архива автора

Одним из самых впечатляющих ювелирных украшений с изумрудом, принадлежавшим царской семье, была брошь «Зеленая королева». 136-каратный изумруд багетной огранки имел характерный для колумбийских изумрудов голубоватый оттенок и уникальную чистоту. История не сохранила данных о появлении в царской семье этого камня, но вставлен он был в бриллиантовую брошь, предназначавшуюся для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I. Прямоугольный изумруд обрамлен орнаментом из виноградных листьев, усыпанных мелкими бриллиантами с чередующимися круглыми крупными бриллиантами.

Из иностранных камней мирового значения в первую очередь необходимо отметить алмаз «Куллинан», или «Звезда Африки». До 1996 года он был самым крупным в мире алмазом. Был найден в 1905 году в Африке. Его масса составляла 621,35 грамм. В 1908 году алмаз разбили на части, так как в нем были трещины. Самая крупная часть – Куллинан I (530,2 карата) украшает скипетр английского короля Эдуарда VII. Куллинан II (317,4 карат) – в короне Британской империи.

p1520305_.jpg


Археолог и историк Иван Никитинский. Фото: Валерий Чернышов

Итак, вторая часть встречи была посвящена камням – не драгоценным, но общественно значимым и довольно крупным, заметным. В семейном, родовом, племенном, народном пространстве они отмечали важные для этих групп населения точки, точки общественного договора. По большей части мы не знаем, не помним, какие точки, какого договоры. Стало удобным называть их «культовыми камнями». Хотя мы уже и не помним, какому культу они служили: культу земли, культу воды, культу воздуха, культу огня, культу высших небесных сил. Очень редко, но всё-таки иногда происходит так, что камень открывает в своём устройстве и рисунках на нём целый мир наших предшественников с их хозяйством, географией и даже Вселенной.

Археолог и историк Иван Никитинский за несколько десятков лет собрал сведения о 79 культовых камнях. Часть камней он задокументировал и попытался понять, для чего они были предназначены. Результаты исследований вошли в книжку «Культовые камни Вологодской области». На встрече была представлена эта книга, которая рассказывает о «зырянских богах», что находятся во дворе Вологодского государственного музея-заповедника, камнях-следовиках, что на горе Мауре и у Ципиной горы в Кирилловской районе, столах-сейдах Плошки, что на р. Шексне, «писаном камне» Верховажья, белых камнях Раменья, Тиуновском святилище – Тиуновской трёхмерной модели Заволочья.

Тиуновское святилище наиболее известно среди населения. А вот сейды Плошки – достаточно новый объект. Представляют две плиты из кварцитов, лежащие на валунах и наклонённые в одном направлении. При этом их ориентировка использовалась как основа для астрономических наблюдений. Это подтверждает положение солнца в момент заката в створе сейдов на противоположном берегу Шексны. По мнению Ивана Фёдоровича, сейды разделяли окрестные территории для родовых коллективов по сторонам света. На одном из них изображёны крест XVII-XVIII вв. с орудиями страстей Христовых, монограмма «Царь славы, Ника», знак бесконечности над всей композицией. Вероятно, эти рисунки оставила академическая экспедиция XVIII века, картировавшая Шексну. Рядом располагается современный геодезический знак – преемник древних знаний.

ploshki.jpg


Исследование Плошек - плит из кварцитов. ориентированных на солнце.. Фото: предоставлено Валерием Чернышовым

Валерий Чернышов и Иван Никитинский, члены Русского географического общества