"Обучать — значит вдвойне учиться". Сальникова Елена Леонидовна

В своих интервью мы рассказываем о жизни и работе выдающихся учителей Набережных Челнов. В этот раз мы беседовали с учителем Гимназии № 76 Еленой Леонидовной Сальниковой о любви к путешествиям, географическом мышлении и детях нового поколения.

- Кем вы хотели быть в детстве?

- Географом точно не планировала быть… В те годы можно было поступать только на одну специальность. Я поступала в МГУ на Философский факультет, но не поступила. На следующий год родители сказали, что хватит экспериментировать, поступай в Сибирь. Ребята из моего города ехали учиться в университет в основном туда. Долго думала, на какую специальность идти учиться. В те годы только открывалась кафедры "Охрана окружающей среды", и я решила поступать именно туда. Проблемы экологии волновали меня и тогда, и сейчас. И своих учеников тоже заразила этим, многие мои выпускники пошли получать профессию, связанную с географией.

- Общаетесь с выпускниками?

- Конечно. И приходят, и звонят. Фотографии часто присылают, особенно те, кто пошли учиться с географией. У нас ведь интересы схожие, они рассказывают об учебе, путешествиях.

- Какой вы были ученицей и студенткой?

- В то время, когда я была школьницей, нужно было хорошо учиться, чтобы поступить в университет, средний бал аттестата должен был быть достаточно высоким. Поэтому все учились хорошо. Делами своего родного Томского университета до сих пор интересуюсь, проверяю его положение в рейтингах. Иногда читаю научную литературу, вижу фамилии своих профессоров – приятно, что я училась у них!

- То есть быть учителем вы решили уже в более или менее сознательном возрасте, вам было тогда около 18 лет?

- Да. Но будучи студенткой, я хотела заниматься наукой. А потом мужа отправили в Набережные Челны, и уже тут я стала учителем. Не жалею об этом.

- Помните ли вы свой рабочий день в школе?

- Да, помню. Это было в другой школе. Я считаю, что мне повезло: директор была географом, завуч тоже. Все приняли хорошо, в том числе  и другая учительница географии. Абсолютно во всем направляли, консультировали. Это были девяностые годы, было тяжело. И дети тяжелые, и время неспокойное, и район. Поддержка была очень нужна тогда. А первый рабочий день был с маленькими детьми, это был пятый класс, приняли хорошо. Но со старшеклассниками находить общий язык всегда легче.

- Есть ли человек, который повлиял на вас в профессиональном плане?

- Очень сильно повлиял университет. На первом курсе нам сказали, что к концу учебы нам поставят географическое мышление. Мы смеялись, не понимали, что значит "географическое мышление". Но так и вышло. Едешь куда-то – оцениваешь все географическим взглядом. Дочь мне говорит: "Ты можешь наслаждаться эстетически?" Конечно, могу, но сначала меня интересует окружающий мир с профессиональной точки зрения. То есть, действительно, географическое мышление нам поставили. В школе я особо не увлекалась географией. Тогда время такое было, что у многих дома были географические карты, мы играли в страны. Отец мог подойти и попросить показать на карте какую-нибудь страну, и стыдно было не знать. Уровень образования другой был, интересы были другие.

- Чувствуется ли в вашей работе развитие технологий, течение времени?

- Чувствуется, в первую очередь по детям. Но не всегда это влияние положительное. Хорошо, что они этими технологиями умеют пользоваться, иногда даже к ним за помощью обращаюсь. Но, с другой стороны, Интернет не всегда дает правильную информацию. Сложно доказать детям, что информация из Гугла может быть ложной и непроверенной. Хорошие технологии для меня – доступ к сайтам, чтобы показать детям на уроке отрывок из фильма, к примеру. Географию невозможно рассказать, ее показать надо.

- Дети другие сейчас?

- Другие. Ребята из 5-6 классов - это абсолютно другое поколение, у них новое мышление. Они не хуже и не лучше, а просто другие. Информацию, похвалу – все воспринимают по-другому.

- Сложнее или проще их заинтересовать?

- Не знаю. Мне кажется, как и других детей. Естественные науки вообще интересны, потому что они вокруг нас.

- Вы строгая?

- Да. Могу и поругать, если не слушают или сделали не так, как нужно. С детьми интернет-пространства в этом сложно. Например, задаю домашнее задание, в котором надо написать четыре строчки: открыть атлас и переписать оттуда значения. А они вместо этого открывают Интернет и переписывают оттуда реферат на две страницы. По сути, написано все правильно, но я проверяю умение работать с картой, а не пользоваться Интернетом.

- Каждого ли ученика можно заинтересовать и научить предмету?

- Научить – да. Степень заинтересованности зависит от его склонностей и увлечений. Если он достигает каких-то успехов по другим предметам, он уже не замотивирован углубленно изучать что-то другое. Но таким азам, как умение работать с картой, ориентироваться, научить можно. Они сами испытывают гордость, когда понимают и много знают.

- Что для вас самое сложное в вашей работе?

- Большое количество бумажек, которые нужно вовремя оформить, заполнить, сдать. Для работы они нам не нужны. А вот с детьми я работать люблю. Если бы нам в работе дали заниматься только работой с детьми, это было бы счастье.

- Что самое интересное для вас в работе?

- Интересно работать с заинтересованными детьми, которые ходят на олимпиады, хотят добиться чего-то. Они хотят знать много, для них постоянно ищешь что-то новое.

- Довольны ли вы, что выбрали когда-то профессию учителя?

- Да, сейчас очень довольна. И всегда была довольна, никогда не жалела, что пошла работать в школу.

- Чувствуете усталость от работы?

- К концу учебного года устаешь очень сильно. Особенно тяжелые периоды экзаменов и олимпиад, сами очень переживаем за учеников в это время. Во время поступления детей в университет тоже волнуемся вместе с ними. Когда достигают успехов – очень радуемся. Но через месяц-два отдыха уже чувствуешь себя нормально.

 - Можно ли научиться быть учителем, или важно чувствовать свое призвание?

- Научиться, конечно, можно. Важно набраться опыта, чтобы стать хорошим учителем, потому что то, что написано в теории – совсем не то, что есть на практике. Но также надо чувствовать себя на своем месте.

- Остается ли время на хобби?

- Очень мало. Не хватает времени на книги, летом читаю много, в том числе и профессиональной литературы. Люблю путешествовать, стараюсь ехать куда-нибудь при любой возможности. В поездках в первую очередь всегда посещаю природные, исторические объекты. В университете объездили весь Советский Союз, с тех пор и полюбила путешествия.

- Ходите с детьми на природу, в походы?

- Раньше ходили. Сейчас уже нет, потому что это очень большая ответственность.

- Как не терять интерес к работе с течением времени?

- Даже не знаю, со мной такого не случалось. Любить свое дело.

- Что можете пожелать своим ученикам и коллегам?

- Учителям хочу пожелать, чтобы всегда было настроение приходить на работу. А ученикам желаю учиться не ради оценок, а ради знаний.