2 декабря, почти через 127 лет после прибытия в Красноярск первого поезда, пассажиры на железнодорожном вокзале заново открыли для себя Транссиб. Невероятные и героические истории им подарил совместный проект Русского географического общества и Российских железных дорог «Дорога открытий», посвящённый 100-летию окончания строительства Транссиба
И первое открытие – с самого начала. Мы привыкли считать, что строительство Транссиба было закончено в начале ХХ века, а на самом деле – лишь 18 октября 1916 года, когда был открыт мост через Амур. И таких неожиданных открытий вроде бы давным-давно известного в ходе лекции директора Музея истории Красноярской железной дороги Константина Карпухина оказалось множество.
Так, например, все мало-мальски интересующиеся историей родного края красноярцы знают про подвиг инженеров Кошурникова, Журавлёва и Стофато, которые трагически погибли в 1942 году в тайге в ходе изыскательских работ для будущего ответвления Транссиба на юг. Их именами названы станции на «Трассе мужества» Абакан – Тайшет. Но, оказывается, официальная история «скромно» умалчивает, что после пропажи экспедиции (погибшего Александра Кошурникова и его дневник нашли только осенью 1943 года), в НКВД заподозрили её участников в дезертирстве. Родственников трёх изыскателей лишили продовольственных карточек, а это в годы Великой Отечественной войны было равносильно обречению на голодную смерть… Только через год «дезертиров» признали героями.
2 декабря в зале ожидания Красноярского железнодорожного вокзала пассажиры узнали мнодество неизвестных фактов о вроде бы для всех очевидных событиях.
Развеивать мифы и стирать «белые пятна истории» - образовательная и просветительская миссия Русского географического общества. До марта 2017 года на вокзалах крупных городов России, стоящих на Транссибе, в рамках историко-географического проекта «Дорога открытий» будут проходить лекции и выступления исследователей, ученых, путешественников.