Приветствую искателя духа, личной свободы и любителя приключений!
Меня зовут Джангар, и я из Москвы. Пилигрим, аскет и выживальщик. В 2019 году в одиночном (соло) путешествии на велосипеде преодолел 1/3 часть вокруг Света, а это более – 17 000 км.
Жил в лесу (палатке) и питался подножным кормом (растения-дикоросы). Передвигался преимущественно на велосипеде, поскольку это основной вид моего любимого транспорта. Посетил 19 стран и множество городов, а главное – приобрёл в каждой посещённой мною стране друзей и новых знакомых. И на всё это мне хватило шенгенской мультивизы и одного велосипеда.
Самое парадоксальное, что из языков знал лишь русский, а на английском всего три слова: Yes, No, Little. Всегда выручал язык жестов (буквально “на пальцах”) и понятная всем коммуникация в виде добродушной улыбки, дружественного рукопожатия и доброжелательности.
Здесь расскажу только тебе, чем я руководствовался при выборе своего “железного коня” (байка) и почему мой выбор пал на современную модель.
Велосипед должен быть относительно бюджетным, чтобы не жалко было потерять или не столь значительными были финансовые вложения в него, а также последующее техническое обслуживание (ремонт с запчастями). Но и не откровенный металлолом и барахло, поскольку, как известно: “Скупой платит дважды”!
“Железный конь” должен быть актуального года выпуска или не позднее 3-х лет от даты предполагаемого старта путешествия, ведь потом значительно сложнее искать и добывать запчасти к нему, а модели велосипеда и комплектующие к нему существенно между собой отличаются (даже у одной торговой марки в зависимости от серии и даты производства). А поскольку намеревался путешествовать большей частью по Евразии (Европа, Азия, Россия), то и выбрал наиболее распространённую модель европейского производителя, которая хорошо себя зарекомендовала прежде.
Оговорюсь сразу, что вещей в длительное путешествие (сроком в восемь месяцев) брал с собой много, а потому мне нужен был надёжный и крепкий велосипед, а не лёгкий и быстрый (разница очевидна и существенна), способный увезти не только меня самого (70 кг), но и кучу походного снаряжения (палатка, спальник, коврик), рюкзак с вещами, еду (с запасом на три дня вперёд) и запчасти к нему. А это примерно около 65 кг полезного груза. Он должен был отвечать трём основным параметрам: надёжность, универсальность и распространённость.
Прогадал лишь в одном, что диаметр колеса на 26 дюймов, а было бы лучше на 24, поскольку располагаешься непозволительно высоко над землёй, что добавляет “парусности” и травмоопасности, а также тяжело “идёт” на подъём. Но это сейчас уже, к сожалению, большая редкость…
Понятное дело, что “голый” и новый велосипед подлежит дооснащению, а потому к нему приобретались дополнительно: велобагажники (передний и задний), другое седло (кожаное), освещение (передний фонарь и задний стоп), крылья (переднее и заднее) и прочее по мелочам (велонасос, фляжки для воды с креплениями, велозамок, зеркало заднего вида). Контактные педали пришлось заменить сразу на широкие и шипованные, для лучшего сцепления с обувью. Хотя признаюсь, что бывали падения с велосипедом, а потому шипованные педали причиняли дискомфорт и даже неоднократно повреждали ногу. Ну и понятное дело обвес. А это: велосумки, подсумки и прочие ёмкости для вещей, ремонтных комплектов и чехол смартфону.
Любители путешествий всегда задают одни и те же популярные вопросы:
- Почему на велосипеде?
- Зачем один?
- Как жить в лесу?
Отвечаю:
Только с велосипедом тебе не нужны права на управление транспортным средством, а связанные с прохождением границ таможенные правила и ограничения на тебя не распространяются. Он бесплатен во всех смыслах! Даже бензин не требуется. А в любой момент ты можешь сменить формат странствия и из путешествия на “колесе” вдруг стать пешеходом. Соответственно меняется способ и условия путешествия, что немаловажно, для твоей мобильности и свободы передвижения по миру.
На велосипеде ты предоставлен самому себе. Едешь как хочешь, куда хочешь и сколько хочешь. В своём ритме, темпе и настроении. В любой момент времени можно пристроить на хранение свой велосипед и отправиться в горы налегке со своим рюкзаком за плечами. Мобильность – это очевидная выгода, личная свобода во всех смыслах и проявлениях!
Люблю путешествовать в одиночку, поскольку только так предоставляется реальная возможность побыть наедине с собой, помолчать в тишине и окунуться в живую среду обитания. Побыть наедине с природой, её живым ресурсом в виде стихий (вода, воздух, земля, огонь) и качественных проявлений (гроза, шторм, ветер, солнце, море, деревья, горы), а также флорой и фауной.
Отсутствуют раздражающие факторы (нытьё, пустые разговоры, распределение обязанностей), снимается ответственность за другого и необходимость подстраиваться под других, более слабых тебя по духу. Ты предоставлен сам себе. Отпуск наедине с собой, и это действительно важно, поскольку в социуме сильно устаёшь от общения и большого скопления людей. Большой город забирает энергию, а природа напротив – заряжает и отдаёт. Нужна передышка, личное пространство и вялотекущее, как кисель, время, чтобы познать себя и понять окружающих. Испытать себя, свой характер и выдержку, приобщиться к природе. Найти себя настоящего!
Жил в лесу в палатке по ряду причин. Одна из них – это существенная экономия в деньгах, поскольку не нужно платить за гостиницы. Другая – я путешествую для удовольствия, а хостелы устанавливают свои правила и обыкновения, что не соответствует моим представлениям об отдыхе. Ну и, в-третьих, мне не требуется навязанное общение и излишнее внимание. Я мечтаю отдохнуть от социума, установленных кем-то правил и привычного быта. Мне не требуется комфорт, но нужны условия, для того чтобы вспомнить себя настоящего и пробудить свои природные (животные) инстинкты.
Чтобы велосипед вас не подвёл и прослужил положенный ему срок за ним соответственно требуется ухаживать. Имеется в виду надлежащая и своевременная профилактика. Раз в три дня провожу тщательный осмотр, чистку цепной передачи и её смазку. Подтягиваю болты, смазываю скрипучие элементы и наиболее подверженные износу узлы и механизмы. Периодически подкачиваю, или напротив – приспускаю, велосипедные камеры, если ехать планируется по песку или болоту – для большей устойчивости и проходимости. Осматриваю покрышки на предмет колюще-режущих элементов (гвозди, стёкла, проволока, шурупы, колючки) и вытаскиваю их.
И вообще… Чем менее наворочен ваш велосипед, тем он надёжнее и легче поддаётся самостоятельному ремонту в «полевых условиях», что немаловажно. Поэтому рекомендую не 27 скоростей, а значительно меньше, чтобы механизм цепной передачи был упрощён до минимума и отсутствовал ролик-натяжитель, переключатели и прочие “улучшители” жизни велосипедиста. Ведь, в первую очередь, ломаются именно они, как самое слабое звено в цепи (например, «петух» – кронштейн заднего переключателя).
Но самая главная деталь вашего велосипеда – это седло! Ведь основная нагрузка идёт не на ноги, а на “пятую точку”, подверженную трениям и долговременному сидению. И дабы не подхватить профессиональную болезнь водителей-дальнобойщиков, я приобрёл кожаное седло. Поначалу ехать на нём тяжело, буквально как на цельном бруске дерева, но потом седло притирается и приобретает анатомическую форму вашей попы.
Многое мог бы рассказать вам про велосипед и походные условия, но количество полезных советов не уместить в такой небольшой статье. Об этом я рассказываю в книжке “Инструкция велопутешественнику по Евразии”, которая имеется на просторах интернета. В ней даются ответы на 99 % всех вопросов, которыми задаются начинающие путешественники.
Для того чтобы скачать книгу со скидкой от автора нужно перейти по ссылке
Видеоролик на YouTube об этом путешествии (“Европейские каникулы – 2019”).
Всем попутного ветра и зелёного Света в пути!
Автор: Джангар – член Московского городского отделения РГО, велопутешественник и специалист по выживанию, автор книги «Инструкция велопутешественнику по Евразии»