Соколы не строят собственных гнезд, они занимают чужие дома или специально изготовленные человеком постройки. Об уникальном опыте интродукции балобанов в дикую природу и мониторинге других хищных птиц рассказали полевой орнитолог Елена Шнайдер и член РГО, участник орнитологических экспедиций Александр Мокеров на встрече с путешественниками в Технопарке в Точке кипения - Новосибирск. В течение нескольких лет они строят гнездовые ящики - дуплоны и платформы для хищных птиц в Алтае-Саянском регионе, наблюдают за новоселами своих построек и привозят маленьких балобанят из московского питомника для расселения в новых квартирах в степях Алтая, Хакасии и Тывы.
Результаты кропотливой многолетней работы превзошли все ожидания! Орнитологи отметили, что численность мохноногого курганника возросла в 1,5 раза, пустельги – в 2 раза, коршуна – в 4 раза, а балобана – в 7 раз. Собственно, все и затевалось ради балобана, вымирающего вида семейства соколиных, занесенного в Красную книгу России. Основную угрозу для этих птиц представляет человек, ведущий браконьерский отлов и вывоз их в страны Персидского залива для соколиной охоты. Сейчас в степи орнитологами установлено 209 дуплонов и большое количество гнездовых платформ, за которыми нужно каждый год следить, проверять их сохранность и наблюдать за жильцами. А поселяются в дуплонах пустельга, мохноногий курганник, длиннохвостая неясыть, ушастая сова, и, конечно, балобан. Некоторые новоселы норовят устроить общежитие и сражаются за право на жилплощадь. Так ведет себя пустельга, которая может облюбовать домик для будущих птенцов, а потом не выдержав конкуренцию с другой самкой, подкинуть ей в гнездо свои яйца.
Процесс создания и установки дуплонов не прост. Начиналось строительство с досок, но выяснилось, что при высыхании они дают щели и птенцам не очень комфортно. Тогда перешли на строительство дуплонов из опилко-стружечных плит. Конструкция оказалась не только надежной, но и более легкой для установки на высоте.
- Каждый такой ящик защищает птиц от дождя, ветра и естественных врагов. Охранять один выход проще и удобнее, нежели открытую со всех сторону платформу. Дуплон настолько большой, что что я в него спокойно помещаюсь. Представьте себе, что его надо не только собрать, но и поднять на дерево, там закрепить, а потом еще внутрь положить подстилку, - отмечает Александр Мокеров.
Елена с волонтерами героически объезжает все дуплоны и осматривает их с помощью 6-метровой телескопической палкой, на которую закреплен смартфон. Но иногда приходится залазить на дерево, если «квартира» для пернатых находится на высоте больше 10 метров.
- Когда птицы начинают кричать, я узнаю, кто живет в домике еще до того, как телефон вернется ко мне в руки. Бывает, что застаю взрослую птицу на гнезде. Тогда я очень быстро сворачиваюсь, и экипаж поскорее уезжает, чтобы не тревожить самку на кладке, - делится Елена Шнайдер, председатель Новосибирского отделения Союза охраны птиц России, эксперт Российской сети изучения и охраны пернатых хищников.
Она рассказывает, что изначально для хищных птиц орнитологи строили открытые платформы на бетонных столбах и одиноко стоящих в степи деревьях. Их очень любят коршуны. Но с изменением климата, появлением сильных ветров - торнадо и дождей, такие дома для птиц стали не слишком надежны. Ветер срывал гнезда, песчаные бури разрушали хрупкую маленькую жизнь. Тогда и придумали дуплоны.
- В отличие от платформы дуплон хорош тем, что имеет стенки от ветра. Бортик не дает птенцам выпасть в непогоду, даже, когда дерево ходит ходуном, бортик все равно защитит птенцов. И есть замечательная крыша, которая позволит птенцам не намокнуть в дождь и защитит их от града. Плюс дополнительная защита от хищников, которым придется оставить свою незащищенную спину снаружи, если они попытаются схватить птенца. А родители их защищают самоотверженно, - говорит Елена.
В настоящее время силами орнитологов и волонтеров создан единственный в своем роде «балобанячий» питомник в природе. В приемные семьи балобанов приезжают птенцы из столицы, которые отлично приживаются и потом дают собственное потомство.
- В мире нет таких больших группировок балобанов, разведенных в искусственных гнездовьях. Этот метод работает, и он действительно уникален, - отмечает Елена.
Среди слушателей в зале Точки кипения – Новосибирск оказались ученики новосибирского лицея №12 вместе с учителем биологии Сергеем Мишениным. Они уже пять лет наблюдают за сапсаном, который выбрал себе место под крышей прямо над кабинетом биологии и выводит птенцов. Ребята ведут исследования, установили камеру и отмечают, как подрастают птенцы в весенне-летний период. Они планируют также включиться в волонтерскую орнитологическую работу и мастерить дуплоны для хищных птиц.
Лекция в видеозаписи
Екатерина Вронская