Тот же ракурс, то же место, только в объективе – совсем другой вид. Подобное волшебство объяснимо разницей во времени. Русское географическое общество предлагает повторить снимки 70–140-летней давности и прислать на фотоконкурс "Самая красивая страна". В этом году для таких авторов введена специальная номинация "Живой архив". Один из её партнёров – Российский государственный архив кинофотодокументов. Какие виды сохранили снимки, как сильно изменились города, и где применяют старинные фото – нам рассказала заместитель директора Римма Моисеева.
Ярославль – срез истории
"Ярославские фотографии, хранящиеся в нашем архиве, показывают город в разные периоды его жизни. Снимок с видом на монастырь, который мы предоставили для номинации "Живой архив", похож на иллюстрацию к историческому роману – мощные крепостные стены, купола храмов, баржа на реке. Это фотография богатого купеческого города. А снимки Угличской улицы и Красной площади Ярославля сделаны в 20-е годы. Это уже новая страна, новое государство. В антураже старинных зданий действуют люди совершенно разных исторических эпох: по фотографиям можно проследить всю историю города, его неизменность и его изменяемость.
Вид монастыря в Ярославле, РГАКФД. Предоставлена для номинации "Живой архив".
Горожане бережно хранят всё, связанное с прошлым Ярославля, даже старые названия улиц существуют здесь наряду с новыми. Например, рядом с табличкой "Площадь Богоявления" будет висеть вторая: "Бывш. Пл. Подбельского". Чтобы точно установить все исторические названия, исследователи внимательно изучают старые фотографии.
Центр города аутентичен – ярославцы заботливо сохраняют его самобытность. Даже если внутри здание ремонтируют с помощью современных материалов, его внешний вид должен остаться неизменным. Сберечь облик Ярославля помогают фотографии. Например, некогда здесь была мечеть. Ярославль – город многонациональный и многоконфессиональный, причём все конфессии вполне мирно и с уважением сосуществуют. В советские времена мечеть передали на нужды города, а когда её вернули мусульманской общине, встал вопрос о восстановлении здания. Община обратилась в ярославский архив, там подняли документы, нашли фотографии – в результате мечеть воссоздали в изначальном виде.
Любопытный факт: с помощью чёрно-белой фотографии можно восстановить даже цвет здания. С помощью определённой технологии специалисты изучают градации серого – по насыщенности и по другим характеристикам. Это достаточно сложный метод, нужна специальная команда – цветоустановщики, художники по цвету и др. – но цветопередача в итоге получается точная.
Ярославские фотографии – это своего рода слепки исторических эпох. Дореволюционные снимки дают богатый этнографический материал по купеческому быту. В 1918 году в городе случился белогвардейский мятеж – кадры запечатлели раненые церкви, следы артиллерии на зданиях, исхудавшие измученные лица. Прошёл десяток лет – и на изображениях совсем другие люди и сюжеты: демонстрации, транспаранты с социалистическими лозунгами. Военный Ярославль – это госпитали: в тыловом городе лечили раненых. Следующая эпоха – мирное строительство, чествование ярославской девочки Вали Терешковой, которая стала первой женщиной в космосе.
Угличская улица в г. Ярославле. РГАКФД. Предоставлена для номинации "Живой архив".
Фотографии для номинации "Живой архив" должны продолжить эту летопись, запечатлеть для неё характерное лицо наших дней. Современный город сохранил свои декорации, но пьеса в них разыгрывается уже совсем другая. Какая? Расскажут работы участников конкурса".
Самара – призыв о помощи
"Я всегда печалюсь, когда бываю в Самаре. Это особенный город: резные наличники его старых домов можно смело назвать произведениями искусства, кроме того, здесь строили великолепные здания в стиле модерн. К сожалению, на сегодняшний день всё это находится в плачевном состоянии. Конечно, отдельные строения реставрируют, но на фоне города-миллионника их число ничтожно. Сердце кровью обливается, когда я вижу, как ветшают деревянные наличники, разрушаются исторические дома.
Здание цирка и театра "Олимп", которое в 1907 году построил архитектор Платон Шаманский, безвозвратно утрачено. В 1974 году памятник модерна решили реконструировать, но вместо этого попросту снесли и возвели на его месте новое здание Самарской областной филармонии. К счастью, архитектор Юрий Храмов постарался сохранить для города хотя бы облик бывшего цирка – он разработал проект в традициях самарского модерна, и современная филармония во многом похожа на старый "Олимп", сохранившийся только на фотографиях. Номинация "Живой архив" даёт хорошую возможность сравнить их.
Самара. РГАКФД. Предоставлена для номинации "Живой архив".
С течением лет Самара совершенно преобразилась: выросло много современных зданий, появилась просторная набережная, совсем не такая, как на фотографии, предоставленной нами для номинации.
При этом пока ещё сохранилась и купеческая Самара, украшенная деревянной резьбой, и некоторые старые здания в стиле модерн – например, гостиница, с балкона которой, по легенде, Фёдор Шаляпин пел для своих поклонников, толпой сопровождавших его по городу. Но многие уникальные здания не отреставрированы, а деревянные домики легко воспламеняются и то и дело горят. Они выглядят ободранными, их много. У города просто не хватает средств, чтобы привести в порядок эти дома.
К счастью, в Самаре есть люди, неравнодушные к судьбе родного края. Например, старое здание Самарского пивзавода – он был первым в России, и считается национальным достоянием – хорошо отреставрировано. Но город большой, средств на всё не хватает. Может быть, номинация "Живой архив" поможет ему найти спонсоров: увидев изображение обветшавшего здания, близкого к гибели, рядом с фотографией начала века, кто-то захочет вложить средства и помочь ему возродить прежний облик. У каждого русского города свой дух, своя самобытность. Не хотелось бы, чтобы самарская самобытность пропала".
Про номинацию "Живой архив" можно всё узнать здесь.
Уфа – парадный портрет
"Фотодокументов по истории Уфы у нас достаточно много – за разные периоды времени. Когда-то она выглядела как небольшой заштатный городишко. Я провела в ней довольно продолжительное время в 70-х годах ХХ века, память сохранила грязные дороги без асфальта, серость, облик глубоко провинциального города. Хотя в Уфе разрабатывались нефтяные месторождения и прокладывались магистральные трубопроводы, назвать её процветающей было никак нельзя. Обратите внимание на фотографию "Вид из-за реки Белой на Случевскую гору в Уфе" – город на ней можно принять за деревню.
Вид из-за реки Белой на Случевскую гору в Уфе. РГАКФД. Предоставлена для номинации "Живой архив".
Современная Уфа совсем другая. Появились новые здания, которые хорошо вписываются в ландшафт и создают неповторимую городскую среду, они придали городу свежий, я бы даже сказала, праздничный вид. Это современный город, у которого есть своё лицо, национальный колорит и неповторимая атмосфера. Несмотря на то, что он промышленный, вокруг сохранилась нетронутая природа. То, как "новая" Уфа устроилась на берегах Белой и насколько она вписана в окружающий ландшафт, радует глаз. Достаточно сравнить старые и современные фотографии, чтобы понять, насколько город преобразился и расцвёл".
Ялта – повод задуматься
"У нас есть замечательные съёмки этого города – домик Чехова, улицы и дорожки, люди разных исторических эпох. Вот уже 40 лет я каждый год езжу в Крым, бываю и в Ялте. Она сохранила свой исторический облик, в этом и достоинство города, и его недостаток. Дело в том, что конструкция Ялты совершенно не приспособлена для современной жизни. Она расположена террасами, поднимающимися в горы. До революции там отдыхали: гуляли по набережной и по дорожкам, дышали воздухом, поправляли здоровье, ведь Ялта – лечебница. Дамы носили муслин и бархат, господа – лёгкие летние костюмы, всё это нашло отражение в фотографиях.
Сейчас ритм жизни совершенно изменился, каждый норовит приехать в Ялту на джипе, на котором впору обойти Сахару вдоль, поперёк и по диагонали. На узких террасных дорожках, которые теперь покрыты асфальтом, двум машинам не разъехаться – и они изо всех сил друг другу бибикают. Всё это некомфортно и для жителей города, и для отдыхающих.
Общий вид на Ялту с восточной стороны. РГАКФД. Предоставлена для номинации "Живой архив".
В Ялте необыкновенные здания – там такие архитектурные стили, совершеннейший микс, просто чудо. А на первых этажах – магазины, где продаются шубы. Всё это вызывает где-то саркастическую печальную улыбку, где-то откровенную грусть… Когда я сравниваю фотографии старой доброй Ялты – лучшего места на земле – и современной Ялты, кишащей автомобилями и людьми, утыканной вещевыми рынками, я впадаю в уныние. Что надо сделать, чтобы исправить ситуацию? Я не знаю, думаю, это тема для серьёзных градостроительных изысканий, ведь Ялта – место уникальное. Она сохранилась, нужно только привести её в порядок. Возможно, фотографии для "Живого архива" подскажут, как это сделать".
Чтобы предложить свои работы для номинации «Живой архив», сделайте снимок, дублирующий композицию какой-нибудь из архивных фотографий конца XIX – начала XX вв., представленных в Галерее номинации. Потом зарегистрируйтесь на сайте конкурса «Самая красивая страна» и загрузите фотографии в свой личный кабинет.
Беседовала Ольга Ладыгина