"Открытый океан: Архипелаги Арктики – 2019. Северная земля"

Фото: Владимир Мельник

Экспедиция Открытый Океан: Архипелаги Арктики – 2019. Северная Земля завершила намеченные работы. Экспедиционное судно «Профессор Молчанов» легло на обратный курс в сторону Архангельска.

Во второй половине рейса пройдено с работами около 500 морских миль у островных берегов моря Лаптевых, и в настоящее время судно идёт транзитом через Карское море.

Экспедиция произвела высадки ещё в 8 точках на островах Большевик, Октябрьской Революции, Малый Таймыр, Старокадомского, Гейберга. Большинство районов восточного прибрежья Северной Земли впервые было обследовано с комплексом гидробиологических и геоморфологических работ. Ранее никаких исследований подводной флоры и фауны на Лаптевской стороне Северной Земли не проводилось – в отличие от Карской стороны архипелага, для которой имеются хотя бы скудные наблюдения из района острова Средний. Шторм юго-западных румбов отжал льды от северо-восточного побережья Северной Земли и нам удалось пройти во фьорд Матусевича. Это уникальный гляциальный фьорд, окружённый самыми высокими в архипелаге горными сооружениями, а его кутовая часть перекрыта шельфовым ледником. Судовые и водолазные станции в фьорде Матусевича проведены в условиях крайне сложной обстановки, вызванной большим количеством айсбергов и неописанных в лоции течений. Тем не менее удалось получить данные об этой интересной и неизученной экосистеме, на условия существования которой оказывает огромное влияние шельфовый ледник.

13_sz-19-vladimir_melnik_6.jpg


Фото: Владимир Мельник

Исследования зоопланктона показали очень высокую неравномерность его распределения в прибрежной зоне архипелага. Сборы экспедиции дают богатый материал для изучения характеристики разнообразия и особенностей их количественного распределения планктонной фауны на шельфе архипелага в этой ранее малоисследованной части Арктики.

На разрезе через фьорд Матусевича удалось проследить смену сообществ планктона и бентоса от внутренней части ко внешней глубоководной, прилегающей к континентальному склону. Рост разнообразия и численности планктона параллельно отследили и орнитологи, проводившие учеты птиц с мостика: в районе внешней мористой станции наблюдались скопления глупышей и моевок.

Всего за вторую половину рейса выполнено 12 комплексных судовых станций, 4 береговых лагунных, две водолазные станции. Завершён протяженный гидробиологический разрез по оси пролива Шокальского.

На водолазных станциях, впервые выполненных у восточных берегов Северной Земли, выявлены богатые заросли ламинарий и разнообразные сообщества зообентоса. Залив Ахматова на северо-востоке острова Большевик с его значительной протяженностью и сложным рельефом дна  отличается наиболее разнообразными прибрежными сообществами, из которых наиболее примечательны «леса» морской капусты у мыса Палец.

8_crossaster_papposus_es_by_v_semin.jpg


Фото: В. Семин

Все посещённые острова пролива Вилькицкого, несмотря на разнообразие их условий, также характеризуются присутствием зарослей морской капусты, несомненно играющих важную роль в функционировании прибрежных экосистем.

Впервые комплексные биологические и географические исследования были выполнены на побережье и в прилегающей акватории фьорда Матусевича, островов Малый Таймыр, Старокадомского и Гейберга. Здесь отобраны образцы наземных и прибрежных беспозвоночных, выполнены описания озер и ручьёв, выполнены 20 км маршрутной геоморфологической съёмки и 50 га аэрофотосъемки с квадрокоптера, проложены профили геодезической съёмки. В результате установлены: стратиграфия рыхлых отложений южного побережья Малого Таймыра и наличие перекоса его поверхности, предположительно неотектонической природы; формирование серий нагорных террас на скальных выступах на берегу залива Ахматова в районе мыса Палец, на мысе Берга и островах Гейберга; обнаружены следы сильного землетрясения, произошедшего в историческом прошлом на островах Гейберга. При обследовании береговой зоны Малого Таймыра выявлена, с одной стороны, ведущая роль ледового выпахивания в ее динамике, а с другой стороны, очень высокая интенсивность разрушения южного берега за счёт термоабразии, что связано с увеличением продолжительности безледового периода.

7_phyllodoce_mucosa_fs_by_v_semin.jpg


Фото: В. Семин

По ходу движения судна продолжены учёты птиц и млекопитающих. В прибрежье острова Малый Таймыр обнаружены множественные скопления чаек, открамливающихся на сайке. Здесь же кормилась и небольшая группа белух. А вот моржовое лежбище, описанное в лоции, обнаружить не удалось, хотя отдельные моржи держались в районе восточного побережья, очень удобного для залегания. Предварительная оценка донных сообществ в этом районе также свидетельствует о наличии характерной кормовой базы для моржей.

На побережье фьорда Матусевича нашему энтомологу Андрею Крашенинникову посчастливилось поймать здесь крайне редкое для высокоширотных краёв перепончатокрылое насекомое – наездника, ранее в списках энтомофауны архипелага не числившееся. Самые богатые энтомологические сборы были сделаны заливе Ахматова. Здесь, несмотря на поздний сезон, к этому времени уже наступил сентябрь, был отмечен массовый лет комаров-звонцов и получен самый обильный укос насекомых.

3_krashe_photo_kamenev.jpg


Фото предоставлено М. Гаврило

Экспедиция обследовала ряд исторических мест. Ученые посетили две бывшие полярные станции: Малый Таймыр и Острова Гейберга, на первой собраны архивные документы и коллекция артефактов для передачи в музейные фонды. На мысе Берга, найдены остатки бамбукового шеста, служившего флагштоком ГЭСЛО в 1913 года при первой высадке человека на вновь открытый архипелаг. Памяти отечественных моряков и первопроходцев Арктики была посвящена тожественная церемония с салютом и поднятием российского флага.

Интересные поисковые работы проведены в заливе Ахматова. Полевое обследование и воздушная съёмка с БПЛА позволили обнаружить и определить точные координаты грота, рядом с которым, по литературным данным, в 1947 г. топограф Н.Н. Пьянков обнаружил человеческие кости и консервные банки. Заместитель начальника Гидрографического управления ГУСМП А.И. Косой посчитал эти находки следами экспедиции В.А. Русанова, но данная версия не подтвердилась ни гидрографом В.А. Троицким в 1971 г., ни экспедицией «Комсомольской правды» в 1975 г. Выпавший накануне нашей высадки снег практически уничтожил надежды на находки, но путь поисковой группы пролёг в 6 м от грота. Ничего найдено не было. Тем не менее, составленная цифровая модель существенно облегчит последующие поиски.

Полевые работы в экспедиции завершены, но почти недельный переход будет использован для систематизации наблюдений и коллекций, написания информационного экспедиционного отчёта.

12_sz-19-vladimir_melnik_8.jpg


Фото: Владимир Мельник

Все члены экспедиции здоровы, пребывают в бодром настроении духа и не упускают возможности восстановить потраченные силы более продолжительным сном. Напомним, что в течение всего рейса через анализ сердечного ритма проводился объективный контроль физического состояния экспедиционеров, принявших добровольное участие в исследованиях Института медико-биологических проблем РАН. Данная работа направлены на изучение адаптационных механизмов человека и регуляции его кровообращения в условиях высокоширотной арктической экспедиции в замкнутом коллективе.

Позади остались заснеженные острова (снег так и не растаял!), а впереди нас ждёт увлекательный процесс анализа полученных материалов и осознание достигнутых результатов.

Руководитель экспедиции

Мария Гаврило

12 сентября 2019

Борт НИС «Профессор Молчанов», Карское море