Овечий герой

"Sheep hero" (Нидерланды), автор: Тон ван Зантворт

ECOCUP — ежегодный международный фестиваль "‎зелёного"‎ документального кино. Фестиваль публикует самые интересные документальные фильмы из разных стран о том, что происходит на планете и с планетой, а также о людях и проектах, которые пытаются сделать мир лучше.

Можно скосить траву, используя машины, а можно сделать то же самое, используя овец. С точки зрения пользы для окружающей среды это самый устойчивый и экологичный способ. Именно выпас является одной из самых важных форм фитофагии среди биотических факторов среды, поддерживая стабильный состав растительности в естественных экосистемах. Овцы поедают растения, вытаптывают их и откладывают экскременты.

Однако хоть выпас овец и является экологичным, это также дорогой способ. Нужно иметь оборудование и средства для правильного ухода за овцами, подходящие помещения, загоны, навесы, инструменты для стрижки шерсти и вакцинации. С трудностями, которые влечёт практически отсутствующий бюджет, и сталкивается главный герой фильма Тона ван Зантворта "Овечий герой"— пастух Стейн.

Перед показом самого фильма 19 ноября 2022 года на ECOCUP, ежегодном международном фестивале зелёного документального кино, на экран вывели видеообращение режиссёра. После знакомства со Стейном он был поражён, насколько пастух — стрессовая работа. Так и пришла идея фильма, который Тон ван Зантворт снимал практически в одиночку, выступив и режиссёром, и сценаристом, и продюсером, и монтажёром, и оператором, сопровождая своего героя тут и там. Стейн — идеалист и очень верен своим принципам. Для него важно сохранить размеренный стиль жизни, а также род его деятельности. Будучи 15 лет пастухом, он является одним из последних представителей этой профессии, кто работает традиционно. Стейн занимается действительно благим делом: пасёт землю экологически чистым способом, испытывая отвращение к использованию тяжёлой техники. Однако сохранить идиллию в условиях современного мира сложно. Не прекращающиеся затраты, штрафы, конкуренция не даёт спокойно жить Стейну, его жене Анне и детям в отрыве от цивилизации. Приходиться еле-еле сводить концы с концами, порой терпя несправедливые нападки.

snimok_ekrana_2022-11-22_v_18.27.52.png


Кадры из фильма "Овечий герой" | "Sheep hero"

В самом начале фильма прочитывается некое умиротворение, а также пустота. Автор показывает кадры туманного рассвета на поле, снятые с квадрокоптера. Мы видим овец, а потом и главного героя. По-настоящему живые кадры отражают документальный жанр фильма. Автор вставляет только реплики Стейна, никак не дополняя их. Герой создает впечатление позитивного человека. Он добродушно ругается на собаку и стрижет овцу, приговаривая: "Не беспокойся, не убью". Автор показывает и то, как пастух любит своих родных. Моменты с людьми в кадре чередуются с пейзажами. У автора получается отразить атмосферу каждого промежутка дня, подключая отчетливо слышимые звуки природы. Очень многие вещи в фильме построены на контрасте. Так, через параллельный монтаж мы одновременно видим подсчёт женой героя затрат, её усталость от "нервотрепки" и смеющихся, играющих детей.

Автор продолжает нагнетать обстановку, подкрепляя её зимним пейзажем и тревожной музыкой. Мы узнаём, что Стейну 40 лет, и, обладая 500 овцами, он опирается только на себя, свою семью и волонтёров, которые, однако, не могут помочь ему с основными трудностями — 70% бюджета было урезано. Стейну обидно, что рынок разрушает редкие вересковые пустоши. Есть и повседневные заботы: то приказывают снести навес, который пастух соорудил для овец, то недовольные жители вызывают полицию и приходиться убирать за овцами в городе, то один из землевладельцев делает выбор в пользу конкурентов, у которых 2 000 овец. Автор показывает эти ситуации совершенно реальными, вставляя каждый злобный комментарий каждой из сторон.

Мы также видим родственников Стейна, которые выступают единомышленниками и пытаются успокоить его, видим и тех, кто советует пастуху бросить своё нелёгкое дело. Работа действительно приносит много стресса. Герою приходится участвовать в разных мероприятиях, из которых, по его словам, только 15 приносят прибыль, а остальные 35 служат пиару. Он даёт интервью, привозит овцу на телепередачу, организовывает пикники, барбекю, конкурсы, посещает события Гильдии пастухов и "Продовольственный суверенитет" в Румынии. На кадрах шумной вечеринки с музыкой и неоновым светом, предположительно завершающей последнее мероприятие, автор резко переключается на совершенно белую картину зимней природы, абсолютную тишину. Так он показывает, что Стейн всегда рад вернуться домой. Пастух прошёл путь в 20 лет и начал понимать, что существовать в такой нестабильной ситуации дальше невозможно. Изначально в кадре мы видим, как он говорит о планах переезда во Францию с 150 овцами, однако слова о том, что он окончательно перестал быть пастухом и стал фермером, избавившись от овец, мы узнаем именно от автора, читая титры в конце фильма. Примечательно, что композиция кольцевая — на фоне снова тусклый, одинокий пейзаж. Режиссёр обозначает, что их с героем пути разошлись. 

snimok_ekrana_2022-11-22_v_18.27.41.png


Кадры из фильма "Овечий герой" | "Sheep hero"

Мне понравился этот фильм красивыми кадрами и живыми реакциями. Каждый раз видя на экране смену сезона года, я поражалась осознанию того, как долго снималась картина. Именно поэтому она такая трогательная. Благодаря тому, что автор следовал по пятам за героем (был момент, где Стейн очень разозлился на собаку и, наблюдая за ней, даже отпихнул оператора), мы будто вместе с пастухом проживаем все плохие и хорошие моменты. Таким образом, я считаю, что можно быть уверенным в том, что автору удалось воплотить свою задумку — он самыми разными красками описал нелёгкую работу пастуха, которая практически исчезает из современной практики.

На протяжении всего фильма видна быстротечность времени, и становится страшно за будущее. Современные технологии и нравы сломали жизнь Стейна, несмотря на то, что возможно во Франции он теперь имеет более стабильный заработок. Тяжёлая техника, также стаптывая землю, стоптала и идеалы главного героя, который на протяжении всего фильма восхищал своей настойчивостью. Он действительно "Овечий герой", как его описал один из появившихся в фильме жителей города. "Открытость, мир, пространство. Свобода. Простая жизнь" — именно это первые слова, которые мы слышим в фильме, и, кажется, ни одну из этих вещей не удалось сохранить. Автор погружает в атмосферу происходящего, то усыпляя зрителя, то снова возвращая в реальность. Контраст дальних планов природного пейзажа с интересной композицией, показывающей овец маленькими точками на фоне огромного пространства, и общих планов городской среды, где овцам будто нет места, заставляет задуматься о том, какое влияние на самом деле оказывает человек на окружающую среду, вытесняя то, что приносит пользу. 

Фильм действительно снят очень качественно. Автор ничего не объясняет с помощью закадрового теста, мы всё понимаем через реплики, диалоги, где-то снятые интервью, смену крупностей планов, погружаясь в историю и при этом формируя представление о том, как в глобальном плане реализуется профессия пастуха в современных реалиях, а также осознавая экологическую проблему, возникающую с её исчезновением. Через постоянный пересчёт денег героями, становится ясно, что всё приобретает роль бизнеса и людям приходиться думать о том, как заработать, а не о том, как принести пользу не только себе, но и обществу. У Стейна есть свои идеалы, и он до последнего пытается сохранить свою позицию, выражая её на протяжении всего фильма. Когда другие пытаются его успокоить после того, как поступил звонок о необходимости убрать за овцами, он единственный выражает раздражение.

Повествование течёт неспешно, играя на контрастах, и через них можно подсознательно понять, каким будет конец, потому что ситуация усугубляется, хотя сначала всё вроде хорошо (строит загон, радостно говорит о доме — загон приходится снести; перегоняет овец — вызвали полицию). До последнего надеешься на счастливый конец, так как Стейн кажется очень сильным человеком, но у всего есть предел, и одному, даже с единомышленниками, не справиться. Система оказалась сильнее, и пастуху пришлось отказаться от дела своей жизни, хотя раньше на уговоры он отвечал отрицательно. Было видно, что Стейну нравилось своё дело. Не хочется верить, что он бросил его, так как он всегда выражал энтузиазм, с удовольствием учил сына и говорил ему, что тот тоже будет пастухом. В итоге, ребёнок плачет во время последней сцены и на кадрах природы больше не появляются овцы.

snimok_ekrana_2022-11-22_v_12.18.19.png


Кадры из фильма "Овечий герой", автор: Митрофанова Мария

Автор: Митрофанова Мария, Журфак МГУ

Тэги: