Озёра, ледники и галактики Карачаево-Черкесии

Первый полевой этап грантового проекта Русского географического общества "Карачаево-Черкесская эколого-географическая молодёжная экспедиция" прошёл с 29 июня по 10 июля на учебно-оздоровительной базе Карачаево-Черкесского государственного университета. Студенты и школьники Карачаево-Черкесии получили возможность поучаствовать в научных исследованиях и экскурсиях к памятникам природы, старины и другим достопримечательностям республики.

Проект "Карачаево-Черкесская экогеографическая молодёжная экспедиция" направлен на привлечение школьников и студентов республики к проведению полевых наблюдений и научно-исследовательской работе по исследованию климата, ледников, озёр, рек родного края, освоение молодёжью природно-культурного наследия и популяризацию внутреннего туризма в Карачаево-Черкесии.

Результатом проекта станет молодёжная конференция "Эколого-географическая и этнокультурная комфортность Родного края". Кроме того, запланировано создание видеофильма об аспектах эколого-географического образования и воспитания молодёжи и публикация сборника по материалам конференции.

Поход к памятнику природы "Озеро Кара-Кель" сопровождался геодезическими и навигационными измерениями, гидрохимическим анализом воды, сканированием дна с помощью эхолота.

В своих дневниках молодые исследователи дали эколого-географическую оценку популярного туристско-экскурсионного объекта. По завершении исследовательских работ ребята убрали мусор в парковой зоне и вокруг озера. Было собрано 12 мешков мусора, которые при содействии администрации города Теберды были вывезены на полигон твёрдых бытовых отходов.

Во время экскурсии в Тебердинский государственный природный биосферный заповедник студенты и школьники посетили Музей природы, ознакомились с работой метеостанции "Теберда". Особого внимания ребят удостоились отреставрированные и благоустроенные вольеры для животных. Под руководством директора Тебердинского заповедника Таулана Маркисовича Джукаева для животных были созданы близкие к естественным условия.

Участники проекта совершили восхождение к леднику Алибек и высокогорному озеру "Турье", где провели ряд гляциологических наблюдений: определили фронтальные размеры ледника, рассчитали скорость его отступания. Исследовав Турье озеро, было установлено, что из отступающего ледника, подпитывающего озеро, и интенсивного биологического освоения оно постепенно трансформируется.  

Также ребята приняли участие в выездной экскурсии к посёлку Архыз, где проходил шёлковый путь. Участники экскурсии посетили специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук. На высоте свыше 2,5 тысяч метров над уровнем моря, где расположен один из крупнейших телескопов мира (диаметр зеркала 6 метров), школьники и студенты познакомились с галактиками и созвездиями.

При посещении культурно-исторического комплекса – Центра Аланской Культуры в посёлке Нижний Архыз (VIII–XII вв.) – дети узнали о традициях и истории предков. Древние храмы и другие культурно-исторические объекты произвели неизгладимое впечатление на молодёжь, которая до настоящего времени о них знала только понаслышке.

Ребята побывали в дендрологическом памятнике природы "Сосновый Бор" у границ посёлка Архыз, где в настоящее время в рамках программы Правительства России интенсивно развивается туристический кластер. Проведя геоботаническое описание отдельных участков "Соснового Бора" и выполнив лесоводственно-таксационные измерения, юные исследоатели сделали выводы о ненадлежащем состоянии этого уникального памятника природы. Природоохранным органам было рекомендовано усилить контроль за состоянием отдельных участков, особенно примыкающих к федеральной автодороге.

В завершение первого этапа проекта была проведена географическая викторина. Школьникам удалось обогнать студентов в конкурсе на знание региональной и мировой географии.

Следующим полевым этапом грантового проекта будет многодневная экспедиция в высокогорья Карачаево-Черкесии, в которой примет участие молодёжь старшего поколения.

Материал подготовлен Карачаево-Черкесским отделением Русского географического общества