Память эпохи пароходов: о чём рассказала географам "жужелка"

Дельта Дона. Фото: Олег Хорошев

Дельта Дона. Фото: Олег Хорошев

Память эпохи пароходов: о чём рассказала географам "жужелка" Память эпохи пароходов: о чём рассказала географам "жужелка"

Одной из актуальных научных задач современной географии является поиск так называемых техногенных индикаторов — свидетельств человеческой деятельности минувших индустриальных эпох. Они помогают отследить динамику природных процессов, понять причины изменений климата и рельефа, оценить антропогенное влияние на ландшафты и прогнозировать, что ждёт нас в ближайшем и отдалённом будущем. Ярким примером подобных работ является изучение "жужелки", которым при поддержке Русского географического общества занимаются в дельте Дона и на побережье Таганрогского залива учёные Южного научного центра Российской академии наук. Значение необычного термина раскрыл читателям сайта РГО кандидат географических наук, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН Олег Хорошев.

— Казаки Нижнего Дона являются носителями самобытного диалекта — территориальной разновидности русского языка. Нередко случается, что гостям Ростовской области приходится расшифровывать необычные слова-эндемики, используемые в разговоре местных жителей. Издавна повелось величать знаменитых донских лещей "чебаками", а судаков — "сулами", шелковицу — "тютиной", а быстрокрылых чаек — "мартынами". Порой непросто понять, что кроется и под весьма необычным словом "жужелка". Может, это какое-то назойливое насекомое или музыкальный инструмент? На самом деле "жужелкой" (или "жужелицей") казаки Нижнего Дона с конца XIX века называют погребённый на глубине до 2 м "ископаемый" угольный шлак, обломки которого, перекатываясь по обмелевшему дну, издают характерный звук, — рассказал Хорошев.

"Жужелка" — угольный шлак. Фото: Геннадий Матишов

 

"Жужелка" осталась нам на память от эпохи пароходов — того романтического времени, когда водную гладь многих российских рек, в том числе Дона, рассекали своими форштевнями грузовые и пассажирские суда, использовавшие в качестве топлива каменный уголь. Сейчас сложно точно подсчитать количество "твёрдых отходов производства", попавших на речное дно из пароходных топок. Известно, что в среднем за одну навигацию каждый пароход потреблял примерно 41,6 тыс. пудов (больше 680 тонн) угля.

Пароходы на Нижнем Дону появились в конце XIX века, и с тех пор их количество стремительно росло. Если в 1854 году по реке здесь ходили всего пять таких судов, то в 1885 году их стало уже 97. Закат эпохи пароходов наступил лишь в середине ХХ века. Однако отдельные представители устаревшего типа плавсредств исправно трудились до 1970-х годов, доставляя людей и грузы к отдалённым пристаням в дельте реки.

Остатки колёсного парохода в Таганрогском порту. Фото: Олег Хорошев

Остатки колёсного парохода в Таганрогском порту. Фото: Олег Хорошев

Неудивительно, что в русле Дона при углублении дна Азово-Донского судоходного канала вскрыли целый пласт угольного шлака. Он прослеживается на протяжении 5 км от порта Азов до выхода в Таганрогский залив, а также на 1 км в боковых протоках. Общая протяжённость этого маркирующего горизонта в дельте достигает нескольких десятков километров, мощность — от 3 до 10 см.

Южный научный центр РАН с 2016 года ведёт планомерное изучение донных осадков в дельте Дона и на побережье Таганрогского залива Азовского моря. Пробы отбираются гравитационной трубкой с научно-исследовательских судов "Денеб" и "Профессор Панов", а также вибрационной трубкой с несамоходного понтона. В нескольких извлечённых колонках пород были обнаружены следы эпохи пароходов — погребённые на глубине 1–2 м фрагменты угольного шлака.

Изучение "жужелки" как техногенного индикатора позволило учёным рассчитать скорость седиментации (осаждения частиц в воде), установившейся на Нижнем Дону после окончания эпохи пароходов. Учитывая расположение маркирующего горизонта, стало ясно, что глинистые илы накапливались в дельте со скоростью 10—30 мм в год. Этот показатель намного выше скорости накопления слоёв на шельфе Азовского моря, что косвенно свидетельствует об усилении абразионных процессов в русле реки. Примечательно, что подобные исследования могут дать интересные результаты и в других регионах России.

Процесс отбора проб. Фото: архив ЮНЦ РАН

Процесс отбора проб. Фото: архив ЮНЦ РАН

— Использование угольного шлака в качестве техногенного индикатора — важный инструмент для проведения литологических и геоморфологических работ на морских и речных акваториях былого активного пароходства. Такие работы возможны не только на Нижнем Дону, а также в Балтийском море (в Невской губе), на реках Волге, Оби, Северной Двине и в других регионах. Благодаря изучению "жужелки" мы сможем по-новому оценить условия образования донных осадков и климатическую изменчивость в эпоху пароходов, — отметил научный руководитель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов.

Масштабное изучение следов эпохи пароходов на Дону ведётся при поддержке Русского географического общества в рамках проекта "География Нижнего Дона и Цимлянского водохранилища: трансформация в условиях маловодья и засоления", реализуемого ЮНЦ РАН с 2022 года.

 

Александр Жирнов