ПАМЯТИ ГЕРОЕВ

Республиканская газета "Таван Ен"   (№11 от 19.03.2020 и №12 от 26.03.2020) продлжает публикацию интервью с руководителем Экспедиционного отряда Чувашского республиканского отделения Русского географического общества Дмитрием Алексеевым об экспедициях, поисковом движении, увековечивании памяти героев Великой Отечественной войны. Приводим текст статей полностью.

Берегущий историю для потомков

Житель Чебоксарского района установил три памятника участникам Великой Отечественной войны в Мурманской области, создал музей своего рода и выяснил историю Чувашских строительных отрядов.

Руководитель экспедиционного отряда Чувашского регионального отделения Русского географического общества Дмитрий Алексеев за последние 7 лет проделал большую работу по изучению истории своего рода. На его пути за это время происходило столько удивительных открытий, что просто диву даешься. Многие назовут их случайными, но итог один – они помогли ему узнать уникальную информацию о своих родственниках и гордиться их подвигами. Чтобы оставить сведения для потомков, Дмитрий не только создал музей своего рода, в котором есть информация о 13 поколениях, но и на собственные средства установил памятники героям-уроженцам Чувашии в Мурманской области.

Исследование Сурского рубежа

После вступления в Русское географическое общество Дмитрий проявил инициативу по созданию экспедиционного отряда в Республиканском отделении и в 2015 году организовал первую экспедицию по маршруту Казанского оборонительного рубежа, который наряду с Сурским строился в годы Великой Отечественной войны в 1941–1942 годах. В состав отряда вошли студенты историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

«Я родился в селе Янтиково. Ров рубежа проходит по территории всего района. Фактически я жил на горе, где проходила эта граница. Родители рассказывали, что строили его во время Великой Отечественной вой­ны. Меня интересовало это сооружение, но информации о нем было мало. Так пришла идея о его исследовании. И мы со студентами взялись за это дело. Во время изучения Казанского оборонительного рубежа от берега Волги возле села Покровское в Мариинско-Посадском районе мы прошли пешком, частично на машине, до реки Кубня в районе выселок Октябрь Янтиковского района. За 4 дня мы преодолели 102 километра. И 8 мая всем составом выступили на митинге, посвященном труженикам тыла с. Янтиково», – рассказал Дмитрий Владимирович.

В 2016 году экспедиционный отряд под его руководством отправился по Сурскому оборонительному рубежу на байдарках по р. Сура, начав с г. Шумерля. Первый этап был до моста через Суру на трассе М7 возле Ядрина, второй этап – больше краеведческо-исследовательский: от моста на р. Сура мимо Васильсурска и Козьмодемьянска по Волге до Чебоксар.

В Шумерле местная администрация организовала встречу со школьниками и тружениками тыла, участниками возведения Сурского рубежа. Затем вместе выехали в музей строительства этого рубежа обороны на берегу Суры, где провели митинг. Потом собрали байдарки и пошли по воде, исследуя то, что осталось вдоль берега. Обнаружили рвы и землянки в неплохом состоянии. В целом на Казанском и Сурском рубежах очень хорошо сохранились следы окопов.

Чтобы увековечить память о тех событиях, Региональное отделение Поискового движения России, где Дмитрий является членом совета, надеясь на поддержку властей, планирует установить указатель на трассе М7 в районе д. Байгулово Козловского района. Там Казанский рубеж проходил вдоль р. Аниш.

Наши бойцы – на защите Мурманска

Параллельно с экспедициями по рубежам (в эти же годы) Дмитрий Алексеев посещал полуострова Средний и Рыбачий в Мурманской области.

«Первый раз я попал туда в качестве туриста-дайвера в 2011 году. У нас была экскурсия на хребет Муста-Тунтури, который почти 3,5 года удерживали наши войска. Одно из немногих мест, где враг не прошел границу Советского союза в 1939 году по итогам финской кампании. Бои здесь проходили в неимоверных условиях: с одной стороны склоны удерживали наши, с другой стороны – немецкие войска. Фрицы вгрызлись в скалу очень основательно, там до сих пор отлично сохранились катакомбы, окопы, пещеры. Причем их положение было гораздо выгоднее нашего. Они простреливали практически все наши позиции и подходы, тяжелейшие были бои», – поведал Дмитрий.

Во время первой экспедиции в Мурманской области в 2014 году они со студентами наткнулись на место падения самолета. По обломкам было понятно, что это был бомбардировщик, т. к. механизм самолета был довольно непростым: электродвигатели, электроприводы, много сложных деталей. Как оказалось, это был пикирующий бомбардировщик Пе-2. Позже члены экспедиции выяснили у окрестных краеведов, что это место уже известно, останки троих летчиков найдены и перезахоронены в 80-х годах прошлого века в военной части поселка Луостари, где после военного училища служил космонавт № 1 Юрий Гагарин. Останки и самолет сохранились, потому что это была закрытая приграничная территория: никого посторонних туда не пускали. На следующий год Дмитрий вернулся на место падения самолета с поисковым отрядом «Георгиевская лента» ЧГУ им. И.Н. Ульянова (руководитель – Сергей Кодыбайкин), где на свои средства установил обелиск с информацией о подвиге летчиков. В ходе второй экспедиции поисковики также нашли место возможной гибели бойца: здесь были обоймы от винтовки, элементы кожаной тужурки, монеты, зуб.

В ходе общения со своими родственниками Дмитрий выяснил, что двоюродный дед супруги – уроженец д. Новое Буяново Янтиковского района Семен Кузьмич Орешников – был участником Великой Оте­чественной вой­ны, замполитом 63-й бригады морской роты, воевавшим в этих местах. И оказалось, что Дмитрий был на мес­те гибели героя и на воинском кладбище, где он был похоронен. Вот что вспомнил Дмитрий: «Естественно, эта информация повергла в шок. Начали искать в архивах, оказалось, что он геройски погиб. Выяснилось, что 13 апреля 1943 года при разгрузке транспортного судна «Онега» произошел налет вражеской авиации. На этом судне было сено в тюках и топливо в бочках, а на севере, тем более в боевых условиях, это является важнейшим стратегическим грузом. Орешников с бойцами под огнем вражеской авиации вопреки всем предписаниям стал разбрасывать груз по берегу, чтобы его сохранить. В ходе этого авианалета от рук фашистов погибло 8 бойцов, в том числе 2 офицера, среди них Семен Орешников. Они могли укрыться, но понимая чрезвычайную ценность груза, поступили иначе. Итог: большую часть багажа они спасли ценой своих жизней. Наградные документы пока не найдены. На этом месте Дмитрий инициировал установку памятной таблички о тех событиях.

Кроме того, в этих местах воевал известный уроженец Чебоксар – радист 3-го батальона 63-й бригады морской пехоты Юрий Колпинский. У начала хребта Муста-Тунтури, в ста километрах от Мурманска, в марте 1943 в тылу у фашистов высадился разведотряд капитана Юневича. Но его обнаружили, и завязался бой. Юрий до последнего корректировал огонь советской артиллерии, однако из 48 десантников в живых чудом осталось лишь двое. Благодаря ему и стали известны подробности гибели отряда. «Вызываю огонь на себя! Прощайте! Отомстите за нас!» – это последние слова в радиограмме Колпинского. Его останки были захоронены на мемориальном кладбище в Чебоксарах в августе 1988 года. На могилу Юрия участники нынешней экспедиции высыпали землю, привезенную с хребта Муста-Тунтури, с того самого места, где в марте 1943-го он погиб. На берегу бухты Дмитрий и члены экспедиции установили памятную плиту и Юрию Колпинскому.

В ходе поисковой работы были найдены данные более чем о 30 погибших в этих местах уроженцев Чувашии. Сейчас стоит задача – собрать сведения о наших земляках, которые полегли там, чтобы увековечить их память. Дмитрий продолжает работу по установлению точных сведений об уроженцах Чувашии.

Окончание в следующем номере.

 

Окончание. Начало в предыдущем номере.

Музей рода

Интерес к истории рода у Дмитрия возник, когда он узнал, что отец бабушки Иван Осипович Осипов был участником трех войн.

Сначала он изучал в архивах метрические книги. Особого внимания заслуживает биография деда Дмитрия Василия Петровича Смирнова. Первую награду, медаль «За отвагу», он получил, воюя в составе 1-го Белорусского фронта. Когда в городе Бобруйск фашистская группировка (по разным источникам, от 50 до 70 тысяч человек) пыталась вырваться из окружения, он уничтожил из своего пулемета более 20 вражеских солдат, был ранен. После госпиталя его призвали в 7-ю механизированную мосто-понтонную бригаду. Инженерные войска подчинялись ставке верховного главнокомандования, они всегда были на передовой, форсировали все водные преграды. По запросу из Подольска, Дмитрию прислали официальный ответ, что его дед награжден, но наградной лист не сохранился. Оказалось, что в отчестве была допущена ошибка: вместо Василия Петровича написали Василий Георгиевич. В итоге документ нашелся.

«Я прослезился, когда читал приказ. Там было сказано, что он, служа сварщиком в феврале–марте 1945 года в боевых условиях, в течение 5 суток, невзирая на усталость и бессонницу, под постоянным авиа­ционным и артиллерийско-минометным обстрелом противника заварил 36 полупонтонов. Так товарищ Смирнов помог вовремя навести понтонную переправу через реку Одер для переброски артиллерии и войск и тем самым удержать плацдарм. Только гордость вызывают такие подвиги, наши нынешние трудности не идут ни в какое сравнение с тем, что они пережили», – рассказал Дмитрий.

В музее своего рода он разместил ордена и медали родственников, те, которые не сохранились, но о них есть документы, он восстановил с помощью муляжей. Одиннадцать родственников Дмитрия были участниками Великой Отечественной войны, 5 не вернулись с фронта. Стоит отметить, что прадед Дмитрия Кузьма Иванов из с. Тобурданово Канашского района, которого до сих пор на малой родине помнят как Кузьму-солдата, по легенде, считается обладателем трех «георгиев» и участником первой обороны Севастополя. Летом Дмитрий планирует отправиться в Центральный архив Военно-морского флота для изучения его биографии.

Параллельно он занимался составлением родословной, даже нанимал людей для изучения архивных документов. Ему удалось собрать сведения про 13 поколений своего рода, найти первые письменные источники переписи 20-х годов XVIII столетия, сделанные в Цивильском уезде. Интересно, что одним из самых первых его предков был Чанмурза, родившийся примерно в 20-е годы XVII века.

«Мне хотелось создать родословное древо, чтобы мои дети знали свою историю. Я повесил фотографии родственников на стену, и дети, приходя ко мне в кабинет, спрашивают о них. Это для них прививка от исторического невежества. Сохранил я и бабушкины с дедушкой настенные часы с боем, они не работали, но я их восстановил. Это тоже для памяти нашего рода. Кроме того, осталась гармошка деда, я научил на ней играть свою дочь мелодию, которой меня учил дед», – сказал Дмитрий.

Итогом изучения родословной станет издание двухтомника со сведениями о родственниках отца и матери.

Чувашские стройбатальоны

Изучая биографию прадеда по линии отца бабушки Ивана Осиповича Осипова, Дмитрий узнал информацию, которая стала открытием для многих поисковиков с многолетним стажем. В их семье считалось, что Иван Осипов умер при строительстве оборонительных рубежей в д. Осташково Ярославской области. Но по сведениям в официальных источниках, он числился пропавшим без вести, а по другой информации – погиб в бою в Смоленской области в 1942 году.

Дмитрий наткнулся на статью руководителя Угличского филиала государственного архива Ярославской области о строительстве рубежей, где  нашел упоминание о Чувашских строительных батальонах. После подтверждения информации он стал ждать ответа на запрос. Ему выслали списки рот чувашских батальонов с указанием военкоматов, которыми они были призваны. Всего их в списках более 2 800 человек из Чувашии (почти 1,5% от всех призванных на ВОВ).

В отделе Угличского ЗАГСа Дмитрий нашел запись от января 1942 года о том, что 20 декабря 1941 года Осипов Иван Осипович в возрасте 43 лет умер от паралича сердца и разного физического истощения. Затем начались поиски места захоронения. Оказалось, что деревня Осташково была затоплена в результате строительства Угличской ГЭС, но краеведы подсказали координаты священника, который был знаком с жителями этой деревни. Выяснилось, что он знает место захоронения членов Чувашских строительных батальонов. Он показал его: возле храма, за оградой. В апреле Дмитрий установит на этом месте памятник. Жаль, батюшка уже не сможет присутствовать на этом мероприятии, в декабре прошлого года его не стало. В настоящее время идет сбор сведений о погибших там (пока есть данные о 23 погибших), после чего Дмитрий напишет обращение в администрацию Углича с просьбой установить памятник, чтобы увековечить память героев.

 

Ксения АРХИПОВА

 

Ознакомится со статьей можно на официальном сайте газеты tavanen.ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82-%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%b8-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%b2/