Павловский вокзал - первая филармония российской империи

Павловский вокзал. Изображение предоставлено А.Ингилевичем

14 марта в 18.30 состоится заседание Кинокомиссии Санкт-Петербургского отделения РГО, посвященное Павловскому вокзалу – конечной станции самой первой в Российской империи железной дороги, в  XIX-XX веках, главному концертному залу под Петербургом.
Вокзал был построен по архитектурному проекту Андрея Штакеншнейдера в 1838 году. Устройство вокзала в качестве музыкального здания для удовольствия и развлечения столичной публики было предложено Францем фон Герстнером.
Движение поездов Санкт-Петербург – Павловск было открыто 22 мая 1838 года. Сначала Музыкальный вокзал предназначался для легкой ресторанной и бальной музыки, со временем перерастая в центр сосредоточения высокой культуры. Вскоре он стал первым в Российской Империи залом, где давали концерты симфонические оркестры.

С 1856 по 1865 годы Иоганн Штраус выступал здесь десять сезонов подряд. Для Штрауса устроили отдельный зал для выступлений, так как он категорически отказался выступать в зале ресторана.

В Павловском вокзале в разные времена любили бывать М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, А.П. Брюллов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Неоднократно посещали павловские концерты М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Серов, бывал П.И. Чайковский, многие другие.

Во время своего приезда в Санкт-Петербург в 1843 году Павловский вокзал посетил Оноре де Бальзак, а в 1858 году – Александр Дюма. Здесь выступал Шаляпин, а в 1914 году, перед отъездом за границу, дала свой последний концерт Анна Павлова.

В годы Великой Отечественной войны вокзал был полностью уничтожен, и ушла в прошлое традиция Павловских музыкальных сезонов. Однако запрос на серьезную музыку, звучавшую на сцене Павловского музыкального вокзала, остался.

Трансляция мероприятия на YouTube-канале Лектория имени Ю.М. Шокальского и ВКонтакте.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О возрождении, сохранении и популяризации культурных традиций, истории