Пермское краевое отделение РГО запустило проект «Первая русская кругосветка», приуроченный к празднованию 220-летия со дня старта первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.). Сотрудники Пермского краевого отделения прочтут познавательные лекции для школьников Перми и городов Пермского края. На втором этапе проекта юных художники напишут картины, раскрывающие особенности экспедиции, которые затем станут выставкой «Первая русская кругосветка».
Немного истории. Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского соответственно. Первоначально экспедиция планировалась как коммерческое предприятие Российско-Американской компании для снабжения Камчатки и владений на Аляске, а также закрепления российского приоритета в отдалённых владениях в Тихом океане. Идеи экспедиции были лично одобрены Императором Александром Первым, который был заинтересован в контроле над торговыми путями на Севере
В 1793 году русское правительство решило отправить несколько наиболее способных молодых моряков в Англию для усовершенствования в мореходном деле. Услышав об этом, Крузенштерн подал просьбу, чтобы и его отправили вместе с ними, и получил согласие. Но вместо полугодовой практики Крузенштерн оказался за границей до осени 1799 г. Крузенштерн учился у лучших моряков нашей страны, Великобритании и США. Был лично приглашён первым Президентом США Вашингтоном к работе в американском флоте, но отказался, так связывал свою жизнь только с Россией. Завёл множество знакомств с крупнейшими учёными и исследователями Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, что в дальнейшем позволило пригласить некоторых к участию в экспедиции.
На основе своих полученных знаний и опыта в своих командировках Крузенштерн продвинул идею кругосветного плавания. Крузенштерн утверждал, что провоз груза из Европы в Русскую Америку морем вокруг Африки или Америки обойдется во много раз дешевле, чем провоз того же груза сухим путем, через Сибирь, как возили до сих пор. Во-вторых, он утверждал, что за купленную в Америке пушнину в Китае заплатили бы гораздо дороже, чем в Европе. Таким образом, к важным политическим и научным основам путешествия, включая в себя престиж русского флота и русских моряков, добавились и экономические факторы, что обеспечило необходимое снабжение экспедиции.
Шлюпы «Надежда» и «Нева» – трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8,5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.




