Первым делом — самолёты: что хотят найти на Камчатке поисковики РГО и Минобороны России

Первым делом — самолёты: что хотят найти на Камчатке поисковики РГО и Минобороны России Первым делом — самолёты: что хотят найти на Камчатке поисковики РГО и Минобороны России

У каждого своя Вторая мировая война. Для жителей России — это Сталинград и Прохоровка, форсирование Днепра и трагедия 2-й ударной армии. Для жителей Великобритании — битва за Атлантику и операция "Морской лев". А для США — Пёрл-Харбор и Гилберта-Маршалловская операция против Японии. Так сложилось исторически, что часть полей сражений американцев против Страны восходящего солнца находится на территории России, а последствия тех боёв можно найти до сих пор. Русское географическое общество и Минобороны России начали экспедицию по поиску самолётов ВВС США времён Второй мировой войны на Камчатке. Как они там оказались и что ещё можно обнаружить — читайте в нашем материале.

Всё сложно

"12 сентября на территории Камчатки приземлились три американских самолёта вследствие неисправности моторов. Несколько позже в тот же день над территорией Камчатки появились ещё четыре американских самолёта, которые вынуждены были приземлиться на советской территории. В соответствии с нормами международного права все американские самолёты вместе с их командами интернированы советскими властями". Это сообщение ТАСС от 1943 года выдали с двухнедельным опозданием после самого события.

Читаешь и удивляешься: вроде в это время СССР и США уже были союзниками в войне с Германией. Почему же самолёты интернировали советские власти, а не отправили назад, в Америку? Дело в том, что Советский Союз в это время с Японией ещё не воевал. Война на двух фронтах могла стать губительной для и без того обескровленного СССР.

Истребители американского производства P-63

Истребители американского производства P-63 "Кингкобра" (Bell P-63 Kingcobra) в полете во время перегона по воздушной трассе Аляска-Сибирь на фоне Авачинской сопки на Камчатке. Фотография сделана с борта бомбардировщика A-20 "Бостон" Фото: pastvu.com

А американцы воевали именно с Японией, бомбили японские военные базы, часть которых располагалась на Курильских островах, и пытались вернуться назад. Почему пытались? Дело в том, что американские асы в этих боях зачастую оказывались камикадзе поневоле: расстояние от военных баз приличное, топлива в самолётах впритык, и, если завязывался бой или маршрут был чуточку длиннее, дотянуть до родных берегов самолёты США не могли.

Подбитые и с осушёнными баками они искали безопасное место для посадки. И летели… к камчатским советским аэродромам.  

Ситуация возникла двусмысленная. Провоцировать Японию не хотелось, поэтому официально права американцам на посадку не давали, но всевозможную помощь — оказывали. Когда американские лётчики вылетали на задание, командование снабжало их всевозможными полезными данными: расположение советских аэродромов, характер взлётно-посадочных полос, набор радиочастот, на которых работают советские армейские и флотские радисты. В свою очередь наши силы ПВО разрешали сесть повреждённым американским самолётам, а навстречу японским самолётам, которые преследовали союзников, поднимали истребители.

Фото: pastvu.com/Гайдукевич Г.З.

Фото: pastvu.com/Гайдукевич Г.З.

Хотя, конечно, дружба с США получалась своеобразной: американцы на подлёте выбрасывали в море кодовые книги, бомбовые прицелы и другие интересные РККА предметы. Советская сторона лечила, кормила и обогревала лётчиков, а затем техника оставалась в СССР, а экипажи ехали под Ташкент в лагерь для интернированных. Впрочем, ненадолго. С 1944 года через Иран их стали переправлять в США. Всего — более ста американских лётчиков.

В Америке они подписывали суровые документы о неразглашении: они уже не возвращались в свои части, никто не должен был знать об их пребывании в СССР. Документы были настолько засекречены, что по окончании войны у многих возникли сложности с подтверждением статуса ветеранов боевых действий. Дожившие получили его только в 1986 году, когда правительство США официально рассекретило документы, которые касались спасения и пребывания американских лётчиков на советском Дальнем Востоке в годы Второй мировой войны.

Фото: wikipedia.org/United States Library of Congress's Prints and Photographs division

Фото: wikipedia.org/United States Library of Congress's Prints and Photographs division

Инцидент от 12 сентября 1943 года на аэродроме Елизово не на шутку озлобил японцев и встревожил советское руководство. Два "Либерейтора" и пять "Митчеллов" участвовали в налёте на базу на острове Шумшу Курильской гряды. Вторую группу самолётов не ждали, думали, что японцы, и с советских кораблей обстреляли как нарушителей границы. Чтобы Япония не нарушила договор и не напала на СССР, советская сторона сообщила о происшествии через ТАСС.

Но эти семь самолётов — малая часть тех, кто заворачивал на Камчатку. Не всем бортам везло, не все авиаторы спасались. Десятки самолётов остались не опознаны, лежат на Камчатке и в её окрестностях.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

Найти и опознать

16 июня 2021 года стартовала экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны России, участники которой изучат места падения американских самолётов во время боевых действий ВВС США против Японии. До 30 июня 2021 года поисковики будут исследовать южные районы Камчатки, где попытаются обнаружить и идентифицировать борты, потерпевшие крушение. Основой для поиска стали архивные документы, материалы предшествующих исследователей и рассказы местных жителей. Поисковики надеются найти самые разные машины: от средних штурмовиков "Дуглас" до больших летающих лодок "Каталина". Организаторы подчёркивают, что сложный рельеф местности и буйная растительность сильно осложняют поиски.

Фото: Андрей Стрельников

Фото: Андрей Стрельников

— К сожалению, многие самолёты разбивались при попытке посадки на необорудованную территорию. Их обломки рассеяны по лесам и каменистым склонам, — рассказывает директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. Наша задача — найти детали с заводскими номерами или другие предметы, позволяющие точно идентифицировать самолёты.

Поиск начнётся с бухты Вестник, которая расположена на восточном побережье Камчатки. Здесь, на берегу Тихого океана, группа поисковиков в течение десяти дней будет заниматься поиском деталей разбившегося американского самолёта.

Вечер над Кроноцким озером. Фото: Алексей Перелыгин, участник фотоконкурса РГО

Вечер над Кроноцким озером. Фото: Алексей Перелыгин, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Первый полевой лагерь экспедиции развернули в районе впадения реки Инканюш в Тихий океан. Там есть пологий участок побережья, который мог быть выбран лётчиками для аварийной посадки, поскольку сразу за ним начинаются склоны сопок, переходящие в горы, а ещё через 10 км от побережья находятся вулканы высотой до 2,5 тыс. м. Кроме того, по рассказам местных жителей, в тайге находится точка аварийной посадки ещё одного самолёта. Вообще, поисковиков интересуют все участки, которые более или менее пригодны для посадки самолёта. Американские лётчики должны были выбирать пологие участки суши или зеркала озёр.

В это же время остальные участники экспедиции будут с воздуха обследовать южную часть полуострова, где наиболее часто пытались приземлиться американские самолёты. Это треугольник с вершинами в посёлке городского типа Озерновском, на мысе Жёлтый и на мысе Лопатка. В случае обнаружения остатков воздушных судов будут предприняты попытки их идентификации. Эти территории входят в состав земель Кроноцкого заповедника, и все работы будут вестись во взаимодействии с его сотрудниками.

USS Hornet (CV-8) с USS Gwin (DD-433) во время рейда Дулиттла в 1942 году. Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force photo

USS Hornet (CV-8) с USS Gwin (DD-433) во время рейда Дулиттла в 1942 году. Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force photo

— Найти останки самолётов, идентифицировать их, проследить судьбы их экипажей — вот глобальная цель экспедиции, — говорит директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. Дальше в отечественных и американских архивах мы будем искать информацию об этих бортах. Надеемся, что результатом станет книга или фильм с новыми объективными данными о взаимодействии СССР и США в период Второй мировой войны.

Наталья Мозилова

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
05 марта 2024
Историю легендарного лыжного батальона рассказали на встрече в московской Штаб-квартире РГО
15-летние поиски стали настоящим историческим расследованием
Подробнее
06 октября 2023
Тайна озера Витаминное: что нашла поисковая экспедиция РГО на Камчатке
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
01 июля 2023
Экспедиция по исследованию мест падений американских самолетов. 3-й сезон
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
20 февраля 2023
Экспедиция РГО вывезла с Камчатки фрагменты трёх американских самолётов
Подробнее
18 января 2023
Поиск затонувших кораблей в Арктике: итоги второго сезона экспедиции "Помни войну"
Подробнее
17 ноября 2022
В Красноярске возложили цветы к братской могиле лётчиков-героев
Акция краевого отделения РГО посвящена юбилею трассы Алсиб
Подробнее
Показать еще Загрузка