Пешеходный патруль: первокурсники ВятГУ на страже кировских тротуаров

Защита удалась! «Пешеходный патруль» после защиты проектов. Фото предоставлено КОО РГО

С 15 по 26 апреля в Институте химии и экологии Вятского государственного университета (ИнХимЭк ВятГУ) проходил интенсив по проектной деятельности на 1 курсе. В этом новом и интересном виде учебной работы приняли активное участие члены Молодёжного клуба КОО РГО – студенты-географы 3 курса Александр Крысов, Анна Маркина и Юлия Максимова, а также студент-эколог 4 курса Сергей Русских. Они являлись наставниками команд по проекту «Пешеходный патруль», который предложило областное отделение РГО. Экспертом проекта выступил член КОО РГО, доцент кафедры географии и методики обучения географии, к.г.н. Алексей Матушкин. Интервью у эксперта и наставников проекта взял руководитель Молодёжного клуба КОО РГО Игорь Вартан.

- И.А.: Алексей Сергеевич, в чем заключался смысл проектной деятельности, и кто в ней участвовал?

-  А.С.: Участников было много. Участвовали, прежде всего, студенты первого курса Института химии и экологии – а это без малого 170 человек. Кроме того, к проектной деятельности в качестве наставников (тьюторов) были привлечены студенты старших курсов, эксперты из числа преподавателей, заведующие кафедрами, приглашенные спикеры и всё руководство ИнХимЭк. Это новый вид деятельности для нашего института. Студенты-первокурсники сами выбирали интересную для них тему проекта и при поддержке наставников и экспертов реализовывали проект «от и до». Такая деятельность значительно повышает мотивацию студентов к самостоятельному получению новых знаний, умений и навыков, способствует раскрытию творческого потенциала ребят.

- И.А.: Какие проекты выполняли студенты?

- А.С.: Всего было предложено 6 очень интересных тем проектов: изготовление духов, создание социально значимых фильмов, разработка проекта благоустройства пустыря вблизи учебного корпуса, разработка знаков отличий кафедр, разработка проекта благоустройства парка и наш проект «Пешеходный патруль». Студенты в рамках каждой темы должны были разработать продукт, который решает конкретную проблему, причём продумать не только практическую реализацию проекта, но и вопросы его финансирования.

- И.А.: То есть студенты-химики занимались созданием духов, а экологи – благоустройством пустыря?

- А.С.: Нет, совсем не обязательно! Одну тему разрабатывали сразу несколько команд, а в составе каждой, как правило, были студенты самых разных направлений – и химики, и экологи, и географы. Безусловно, это повышало общую креативность команды. Каждый из 170 человек мог выбрать тему, которая по душе именно ему.

- И.А.: Географы предложили проект «Пешеходный патруль». В чем заключается его основная идея?

- А.С.: Проект «Пешеходный патруль» призван решить насущную проблему города Кирова – разбитые тротуары (а во многих случаях – их отсутствие). Для студентов эта тема особенно близка – каждый день они совершают пешие прогулки. Неэстетичный вид города и грязные ботинки – это самые безобидные спутники пешехода.  Неровности тротуарного покрытия увеличивают риск порчи обуви и получения травм. Идея проекта вполне географична – приблизить решение проблемы плохих тротуаров при помощи электронной карты состояния пешеходных зон. Это было основным условием для студентов. Какой именно продукт получится на выходе самостоятельно решала каждая команда. Конечный результат оставался загадкой даже для меня!

- И.А.: Кстати говоря, расскажите о результатах реализации проекта. Они Вас порадовали?

- А.С.: И порадовали и удивили! Я был приятно удивлен тем, что каждая из 4 команд, которая работала над нашим проектом, привнесла в проект что-то своё, абсолютно новое и уникальное. Да, конечно, предсказуемо все сосредоточили свои усилия на разработке концепта картографического приложения для телефона. Это веяние времени. Но у одних приложение прокладывало оптимальный маршрут из точки А в точку Б, у других – позволяло автоматически отправлять жалобы в городскую администрацию на дефекты покрытия. Еще одна команда сосредоточилась на травмоопасных участках и создании игрового приложения для их регистрации. Наконец, была команда, которая работала над созданием приложения, показывающего возможность (или невозможность) использования тротуара для различных видов передвижения по нему (на каблуках, на велосипеде, на роликах и т.д.).

- И.А.: А образовательные задачи? Удалось ли их реализовать?

- А.С.: Безусловно! Скажу больше… На протяжении нескольких лет я преподаю такие дисциплины, как «ГИС в географии» и «Цифровая картография», но до начала проектной деятельности ещё не встречал у студентов такого сильного рвения и желания разобраться в сложном геоинформационном ПО! Для достижения командного результата первокурсники пробовали, ошибались, сидели на профессиональных форумах, консультировались со мной и в итоге в сжатые сроки освоили многие ключевые операции по созданию электронных карт в ГИС. При помощи GPS-картографирования дефектов тротуарного покрытия, ребята научились добывать первичную полевую геоинформацию. Все эти знания, умения и навыки обязательно пригодятся им на старших курсах.

- И.А.: Теперь вопрос наставникам. Расскажите о Ваших командах и проектах. Что получилось, а что может быть вызвало затруднения?

- Александр К.: Наша команда называлась «Тротуаров.net». Команду представляли Илья Санников, Алёна Данилова, Анна Нечаева, Юлия Демина и Полина Улыбина. Ребята очень самостоятельные и креативные. Приятно было с ними работать. Мы создали концепт приложения для смартфона, которое подскажет пешеходу маршрут движения с учетом состояния тротуара. Кроме того, мы приступили к формированию базы картографических данных для будущего приложения: ребята оценили состояние тротуарного покрытия вдоль ул. Ленина в районе нашего учебного корпуса, где очень высокий поток студентов и преподавателей. Вопрос коммерциализации приложения показался наиболее сложным. Для нас главное – принести пользу пешеходам, сделать их передвижение по городу более приятным.

- Юлия М.: Я была наставником команды «attention! plohie trotuary» в составе Евгения Подсухина, Александра Ушакова, Анастасии Мороковой, Татьяны Бересневой и Дарьи Егоровых. Мы сосредоточили своё внимание на разработке концепта приложения по автоматической отправке пешеходами жалоб на плохие тротуары в администрацию города. Это приложение повысит оперативность ремонта, и одновременно будет представлять своеобразный отчет власти перед гражданами о проделанной работе. Карту тротуарных дефектов для будущего приложения мы решили начать создавать с участка ул. Красноармейской (от ул. Ленина до Октябрьского проспекта), где расположено несколько корпусов нашего Университета, а также ряд лечебных учреждений. GPS-навигатор мы освоили быстро, но с картографированием в ГИС пришлось повозиться. Благодаря дружной и слаженной работе всей команды мы преодолели эти трудности! Я даже немного завидую первому курсу: уже в самом начале учебы они получили такой бесценный опыт практической деятельности!

- Анна М.: Мы назвали свою команду «#БезЯм». С ямами боролись Дарья Якимова, Егор Ложкин, Анастасия Никонова, Кирилл Бугреев и Анастасия Борзова. Среди ребят не оказалось ни одного географа. Пожалуй, это обстоятельство на начальном этапе вызывало наибольшие сложности. Однако, к концу интенсива все участники могли себя назвать настоящими географами – общими усилиями, преодолев трудности освоения ГИС и программные сбои, они создали карту. Карта состояния тротуаров охватила район двух кировских вокзалов – железнодорожного и автовокзала. Этот район – своеобразная «прихожая» нашего города и состояние тротуаров здесь должно быть на высоте! Карта станет информационной базой приложения для телефона, в котором пользователи смогут отмечать травмоопасные участки (открытые люки, глубокие ямы и др.) и получать за это скидки и бонусы на приобретение определенных товаров и услуг. Конечно, вопрос коммерциализации сложен и требует доработки, но чувствую, что мы на верном пути!

- Сергей Р.: Наша команда «Безопасный тротуар» в составе Романа Репина, Полины Гущиной, Валерии Тиминой, Евгения Возженникова и Екатерины Мажной работала над созданием концепта приложения, которое показывает на карте степень пригодности тротуаров для различных способов передвижения по нему – на каблуках, на велосипеде, с детской коляской… В качестве модельной мы выбрали ул. Спасскую в историческом центре Кирова, по которой всегда прогуливается большое количество кировчан и гостей города. Среди всех тьюторов проекта «Пешеходный патруль» только я оказался не географом, поэтому многие вещи приходилось осваивать вместе с ребятами. Это хороший опыт!

- И.А.: Вижу, что команды проделали большую работу! Какие планы на будущее?

- А.С.: Мы обсуждали с командами этот вопрос. Думаю, что развивать параллельно 4 проекта по сходной тематике не имеет смысла. Командам надо объединить свои усилия, интегрировать идеи и разработать один общий качественный продукт!

- И.А.: А если заглянуть в следующий 2020 год. Тематика ваших проектов останется прежней?

- А.С.: Не хотелось бы заранее раскрывать всех карт. Скажу только, что мы думаем над новой темой, благо география предоставляет широкий простор для выбора. Кстати, готовы обсудить и Ваши предложения: usr12003atvyatsu.ru


И.А. Вартан,

руководитель Молодежного клуба КОО РГО

2019 г.