Еще одно лекарственное растение, упоминаемое Плинием применительно к северным странам, – «безымянка» (извл. 25). Он не дает никакого морфологического описания, зато подробно характеризует лечебные свойства таинственного растения. Поначалу мы решили, что определить хотя бы примерно нынешнее название вида невозможно. Потом все же попытались это сделать, и поиск вели по следующему принципу: это должно быть средство ранозаживляющее и одновременно – противотуберкулезное (при «поражениях груди и предсердия», «против кровохаркания»). Оказалось, кандидатов не так уж много, и, в конце концов, мы рассматривали уже только два вида (кстати, оба являются официнальными): сушеницу топяную и горец птичий (спорыш).
Больше шансов считаться «безымянкой», по нашему мнению, имеет спорыш (Polygonum aviculare L.) из семейства гречишных. Во-первых, это отличное, зарекомендовавшее себя с давних пор, средство для заживления самых разных ран (в том числе застарелых) – и прикладывается к ним (извл. 25) именно водная кашица травы спорыша. Трава же сушеницы используется с этой целью только в виде мази или масляного настоя. И спорыш, и сушеница широко использовались и используются в народной медицине для лечения туберкулеза легких, однако, только за спорышем научная медицина признала действительно высокую эффективность как вспомогательного компонента в комплексной терапии туберкулеза. Доказано, что водорастворимая кремниевая кислота, содержащаяся в спорыше, укрепляет легочную ткань. Кроме того, спорыш – сильное кровоостанавливающее средство, не поэтому ли его рекомендовали пить раненым (извл. 25)?
Очень интересна информация Плиния о «рекоме» – корне, поставляемом в южные страны из внутренних областей Северной Евразии (извл. 26). Попробуем разобраться, о чем идет речь. Корень этого растения по внешнему виду Плиний сравнивает с «черным костом». Берем бесценный ботанический справочник времен античности – монографию Феофраста «Исследование о растениях». О «рекоме» в IV – начале III веков до н.э. Феофраст еще не осведомлен, зато «кост» у него упоминается – это соссюрея (горькуша) лопуховидная, ценнейшее пряно-ароматическое корневищное растение, поступавшее в Средиземноморье из Индии. Итак, корень (видимо, корневище) рекомы похож внешне на корень благовонной индийской горькуши (тот почти черного цвета), только мельче и краснее его.
Будем отталкиваться от двух главных подсказок Плиния: корень рекомы – темного цвета с красноватым оттенком, а кроме того – он без запаха (извл. 26). Оставляем в стороне растения с корнями и корневищами, обладающими тем или иным запахом – а их большинство среди лекарственных трав. Среди оставшихся ищем растение с темно-красной окраской подземных органов – и находим одно-единственное, довольно хорошо соответствующее описанию: горец змеиный, или змеевик (Polygonum bistorta L.), близкий родственник уже известного нам спорыша.
Змеевик распространен преимущественно в умеренной зоне Северной Евразии – от тундры на севере до лесостепи на юге. Он имеет характерное змеевидно изогнутое корневище: снаружи – темно-красного цвета с бурым оттенком, на изломе – буро-розовое. Как ценное лекарственное растение научной и народной медицины змеевик используется главным образом в качестве вяжущего и противовоспалительного средства при поносах, других острых и хронических заболеваниях кишечника неинфекционной природы. Возвращаемся к цитате Плиния (извл. 26) и удостоверяемся, что именно об этом, видимо, говорит ученый, отмечая «горячительный и вяжущий вкус» рекомы. Кроме того, наружно настой и отвар змеевика употребляют при воспалительных заболеваниях слизистых покровов (в частности, ротовой полости), для лечения фурункулов, язв, медленно заживающих гнойных ран. А Плиний также указывает на применение рекомы при воспалениях слизистых оболочек (в частности, глаз), для заживления ран и нарывов.
Интересной представляется рекомендация ученого по использованию рекомы (вместе с уксусом и медом) для лечения болезней, «вызывающих посинение» (извл. 26). Под симптомом «посинение», возможно, скрывается цианоз, или так называемая «синюшная болезнь», обычно являющаяся проявлением сердечной недостаточности, ревматизма сердца, внутренних кровотечений. Отметим, что препараты многих видов горца, в том числе горца змеиного, обладают прекрасным кровоостанавливающим действием при желудочных, кишечных и маточных кровотечениях, обильных менструациях. Мед же, на который в контексте с рекомой ссылается Плиний, касаясь «синюшной болезни», действительно, чрезвычайно полезен при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы. «Обонятельные свойства» рекомы (как мы помним, по Плинию это корень без какого-либо запаха), да и характер известного медицинского применения, никак не позволяют нам согласиться с имеющейся в литературе интепретацией рекомы как чернокорня аптечного. Ведь наиболее характерный внешний признак чернокорня (кстати, ядовитого растения) – неприятный «мышиный» запах.
Извлечения
«Естественная история»
Извл. 25 (XXVII: 31). «“Безыменка” [возможно, горец птичий] получила такое название за неприисканием другого; она привозится из Скифии, прославлена весьма авторитетным врачом Гикесием, а также Аристогитоном, и составляет превосходное средство для заживления ран, если прикладывается истолченная с водой, а в виде питья – против поражения груди и предсердия, а также против кровохарканья; советовали пить ее и раненым» (Латышев, 1949, 2, с. 314, пер. В.В. Латышева).
Извл. 26 (XXVII: 128). «“Рекома” [вероятно, горец змеиный] привозится из стран, лежащих над Понтом [т.е. из стран, лежащих далеко к северу от Черного моря]; корень ее похож на корень черного коста, только немного меньше и краснее, без всякого запаха, с горячительным и вяжущим вкусом» (Латышев, 1949, 2, с. 314, пер. В.В. Латышева). «Растертая рекома принимает винный цвет с шафранным оттенком. Мазь из нее устраняет нарывы и воспаления, лечит раны; ее настойка на сладком вине прекращает слезотечение, а настойка на уксусе с медом прекрасно действует при болезнях, вызывающих посинение» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 207, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).
Фото в аннотации: Южный Урал – изобилие цветов и лекарственных трав (Бурзянский район Республики Башкортостан). Фото В.П. Путенихина
Валерий Путенихин