Плиний Старший: первая всемирная энциклопедия природы. Фауна северных стран

Среди зоологического материала Плиния Старшего, в первую очередь, заслуживает внимания сообщение об «алка» и уже известном нам «таранде» (извл. 15). Под именем последнего фигурирует, как уже обсуждалось в очерках о Феофрасте и Псевдо-Аристотеле, лесной подвид северного оленя (Rangifer tarandus), а в образе первого, несомненно, выступает лось – другой представитель семейства оленевых. От «алка», вероятно, и произошло латинского название лося – Alces alces. Информация о «стадах диких лошадей», возможно, относится к тарпану (Equus ferus ferus) – ныне вымершей дикой лошади из семейства лошадиных (близкой к лошади Пржевальского), но еще до XVIII-XIX веков обитавшей в степях и лесостепях Восточной Европы, Западного Казахстана и Южного Приуралья.

02_los_i_tarpan.jpg


Лесной великан лось (почтовая марка СССР, 1964 г.) и дикая лошадь тарпан (почтовая марка Танзании, 1993 г.)

О выносливости степных скифских лошадей (извл. 16) уже сообщали жизнеописатели Александра Македонского; Плиний добавляет только, что лошади эти могут дольше обычного обходиться без питья. Заимствуя у Аристотеля сведения о сером журавле (Grus grus, семейство журавлиных) и беркуте (Aquila chrysaёtos, семейство ястребиных), он приводит о них некоторые новые подробности (извл. 17). Так, направляясь на зимовку и подлетая к Черному морю со стороны севера, журавли выбирают для перелета самое узкое место морской акватории, что, вероятно, вполне соответствует действительности. А вот ложную информацию о балласте в виде камешков в лапках и песка в зобе, сбрасывая который журавли якобы регулируют свой полет над морем, Плиний преподносит как реальный факт. Предполагается однако, что основой для таких ложных представлений о балласте могли послужить известные данные о заглатывании птицами мелких камешков, способствующих перетиранию грубой пищи в желудке. «Птица величиной с дрофу», как уже нами обсуждалось в разделе об Аристотеле, вероятно, является беркутом. Интересно, что Плиний, как нам кажется, подтверждает эту версию: «его» птица откладывает яйца тоже якобы в шкурки, но уже на ветвях, то есть в кроне деревьев, что на самом деле характерно для беркутов.

03_zhuravl_i_berkut.jpg


Серый журавль (почтовая марка Украины, 1994 г.) и орел-беркут (почтовая марка Республики Молдова, 2019 г.)

Опасного «скифского» скорпиона (извл. 18), который способен причинить вред даже свиньям, в том числе диким свиньям, то есть кабанам (Sus scrofa, семейство свиных), мы можем сопоставить с пестрым скорпионом (Buthus eupeus = Mesobuthus eupeus). Этот вид скорпиона встречается в Нижнем Поволжье (где очень редок, а может быть и вовсе исчез за последнее время), Закавказье, Казахстане и по всей Средней Азии. Известно, что пестрый скорпион относится к группе довольно ядовитых представителей семейства бутидовых скорпионов: они опасны для многих беспозвоночных животных, ужаление доставляет весьма болезненные неприятности человеку и млекопитающим животным, причем в некоторых случаях возможен смертельный исход. Примечательно, что ареалы скорпиона пестрого и дикого кабана (о котором, кстати, применительно к северным регионам первым упоминал Страбон), совпадают в значительной своей части. К северо-востоку и востоку от Причерноморья кабан обитает на Кавказе, в Нижнем Поволжье, на всей территории Казахстана и Средней Азии.

04_skorpion_i_gadyuka.jpg


Пестрый скорпион (почтовая марка Кыргызстана, 2016 г.) и обыкновенная гадюка (почтовая марка СССР, 1977 г.)

Из области зоологии мы находим еще у Плиния известие о ядовитых змеях Севера и о лечебном препарате «териаке» (по-древнегречески – противоядие), приготовляемом на основе змеиного яда (извл. 19). Важнейшей ядовитой змеей, распространенной на территории древней Скифии – от Причерноморья до Урала и Казахстана, являются гадюка (семейство гадюк). Один ее вид – гадюка обыкновенная (Vipera berus) тяготеет к лесной зоне, другой – гадюка степная (Vipera ursini) – к зоне степи и лесостепи. Укусы гадюк весьма болезненны для человека, хотя смертельные случаи редки. Яд обоих видов используется для получения лечебных препаратов. Как мы видим из сообщения Плиния, яд северных гадюк уже две тысячи лет тому назад применялся в лечебной практике. Смесь этого же яда с «человеческой кровью» (надо полагать, подразумевается трупный яд), в которую скифы обмакивали свои боевые стрелы, становилась грозным и действительно смертоносным оружием, даже если стрела лишь задевала тело противника (см. извл. 19).

В целом Плиний, повторяя Аристотеля, указывает на невысокое разнообразие животного мира в северных странах по сравнению с южными регионами (извл. 15), что согласуется также с заявлением Феофраста о сравнительно небольшом числе произрастающих здесь растений.

 

Извлечения

«Естественная история»

Извл. 15 (VIII: 38-39, 123-124). «В Скифии водится чрезвычайно мало животных вследствие недостатка растительности… / На севере водятся также стада диких лошадей [тарпанов], а кроме того алка [лось], похожий на молодого быка, но отличающийся стоячими ушами и шеей. … / Меняет цвет и скифский тарандр… Он величиной с быка, голова его больше оленьей, но похожа на нее, рога ветвистые, копыта двойные, шерсть длиной с медвежью, но цветом похожа на ослиную, если животное сохраняет свой естественный цвет. Кожа так тверда, что из нее делают панцири. Будучи испугано, животное принимает цвет всех деревьев, кустов, цветов и вообще всех мест, в которых прячется, и потому ловится редко. Удивительно было бы, если бы был дан столь разнообразный вид телу; что еще удивительнее, что он дан и шерсти» (Латышев, 1949, 2, с. 309-310, пер. В.В. Латышева).

Извл. 16 (VIII: 156-158). «Скифская конница известна славой своих лошадей… / Сарматы, собираясь в долгий путь, накануне не кормят [лошадей], давая им лишь немного питья, и таким образом они, сидя верхом, продвигаются непрерывно на протяжении 150 миль. / Во время войны скифы, предпочитают использовать кобылиц, потому что они, испуская мочу, не приостанавливают бег» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 207, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Извл. 17 (X: 60, 97, 136). «Известно, что [журавли, летящие на зимовку с севера], собираясь перелететь Понт, прежде всего направляются к его сужению между двумя мысами…, затем укрепляются балластом; когда пролетают середину, выпускают из лап камешки, когда достигают суши, выбрасывают из зоба и песок. … / В Скифии птица величиной с дрофу [беркут] откладывает по два яйца в заячьей шкуре, всегда подвешенной на концах ветвей. … / Я считаю выдуманными крылатых пегасов с лошадиной головой и ушастых грифов со страшно загнутым клювом, последних в Скифии, а первых в Эфиопии» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 209, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Извл. 18 (XI: 90). «[Скорпионы (возможно, речь идет о пестром скорпионе)] в Скифии губят даже свиней, вообще невосприимчивых к таким ядам, черных [свиней, т.е. диких кабанов, они губят] особенно быстро, если те погружаются в воду» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 209, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Извл. 19 (XI: 279; XXIX: 69-70). «Скифы смачивают стрелы ядом змей и человеческой кровью. Это зло неизлечимо; оно приносит немедленную смерть даже от легкого прикосновения. … / Некоторые скифы [для лечения] рассекают голову [змеи, вероятно, имеется в виду гадюка] между ушей, чтобы вытянуть камешек, который, как говорят, она глотает в испуге; другие используют всю голову. / Из змеи изготовляются пилюли, которые греки называют териаком … которым пользуются для [изготовления] многих лекарств» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 209, 217, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Заглавное фото:  В Башкирском Предуралье зимой (между Архангельским и Белорецким районами Республики Башкортостан). Фото В.П. Путенихина

Валерий Путенихин