Плиний Старший: первая всемирная энциклопедия природы. Флора северных стран

В продолжении историко-географического очерка действительного члена РГО, профессора Валерия Путенихина рассматриваются некоторые ботанические сведения, содержащиеся в «Естественной истории» Плиния Старшего. В частности, обсуждается, какие представители флоры скрываются в образе таких лекарственных растений Севера, характеризуемых Плинием, как скифский корень, акорон и сатирион.

Перейдем теперь к некоторым ботаническим данным Плиния Старшего применительно к северным странам Евразии. Любопытно сообщение о просе (извл. 21), конкретнее – просе обыкновенном (Panicum miliaceum L.). Злак этот, известный только в окультуренном виде, широко разводился в древности, в частности, сарматами, которые приготовляли из просяного зерна самые разные блюда ( извл. 21). Говоря вслед за Феофрастом о хвойных деревьях (извл. 20), Плиний характеризует их как весьма приспособленные к холодному климату Севера. Одновременно он указывает на подмерзание некоторых древесных растений в северных регионах под воздействием сильных и длительных морозов, а также в результате ранних осенних заморозков, когда может страдать урожай плодов.

Передавая сведения Феофраста о «скифском корне» (под которым имеется в виду солодка), Плиний акцентирует внимание (извл. 22) на применении его для заживления ран (Феофраст говорил о лечении нарывов). Известно, что экстракты из травы солодки действительно обладают антибактериальной активностью. Согласно Плинию, солодковый корень уже в древности поставлялся (вероятно, с территории Волго-Донья, Урало-Каспия и Казахстана, где сосредоточены основные запасы растения) в различные страны мира.

02_solodka_golaya_kyrgyzstan_2013.jpg


«Скифский корень» – солодка голая. Почтовая марка Кыргызстана, 2013 год

В растении «акорон» (извл. 23), указываемом Плинием для приречных и болотистых местообитаний Кавказа и Поволжья (ведь ближайшие к Кавказу места, «богатые влагой», располагаются на Волге), велик соблазн увидеть широко известное лекарственное и пряно-ароматическое растение – аир обыкновенный (болотный) из семейства ароидных. Однако, ряд существенных моментов все же заставляет нас отказаться от привлекательной версии «акорона-аира». Родиной аира, как установлено, является Юго-Восточная Азия (Индий и Китай), современное же его распространение в Восточной Азии, а также в Восточной и Западной Европе связано с миграцией тюркско-монгольских племен из глубин Азии на запад и северо-запад в VI-XIII веках н.э. Было известно, что аир предпочитает расти вблизи водоемов с чистой водой; более того, считалось, что растения аира сами очищают воду. Поэтому переселенцы брали с собой корни аира и разбрасывали кусочки в болотах, озерах и реках по пути следования, чтобы сделать воду пригодной для питья. Аир легко размножается вегетативным путем – кусочки корневищ приживались и, таким образом, способствовали расселению вида.

Итак, во времена Плиния, то есть в начале новой эры, аира обыкновенного не было ни в Европе, ни на Кавказе, ни в Поволжье. О каком же растении тогда идет речь? В литературе в качестве второго кандидата рассматривается ирис желтый, или болотный из семейства ирисовых. Нам представляется, что именно это прибрежно-водное растение, распространенное на территории от Западной Сибири и Казахстана до Восточной Европы и Кавказа, фигурирует у Плиния под именем «акорона». Ирис желтый (болотный) имеет еще одно название – ложноаировый (Iris pseudacorus L.). Как видно, латинский видовой эпитет – также прямое производное от «акорос» (акорон). И связано это с определенным морфологическим сходством листьев и корней рассматриваемых видов.

03_krasnokamskiy_rayon_rb_iris_zheltyy.jpg


«Акорон»– ирис желтый, растение из Красной книги Республики Башкортостан (Краснокамский район РБ). Фото В.П. Путенихина

Каковы дополнительные аргументы в пользу акорона-ириса? Обратимся еще раз к выдержке из Плиния (извл. 23). Корни у акорона черные: это в большей степени соответствует ирису желтому (землисто-бурые корневища), нежели аиру обыкновенному (корневища желто-бурые). На вкус корневища ириса терпкие, со слабым приятным запахом (отчего различные виды ириса называют фиалковым корнем), а для аира характерен сильный пряный запах и весьма горький вкус – и здесь описание больше соответствует свойствам ириса. Основное медицинское применение аира – желудочно-кишечное возбуждающее аппетит и желчегонное. Медицинские показания акорона, согласно Плинию, довольно широкие – горячительное (противовоспалительное), «облегчающее» (вероятно, улучающее состояние больного при различных заболеваниях), глазное и противоядное средство. Показания к лечебному применению дикорастущих ирисов (они являются официнальными, например, в Германии и на Украине) следующие: противовоспалительное, тонизирующее, отхаркивающее, рвотное, кожное, противоартритное, мочегонное, желудочное (вяжущее), стимулирующее деятельность поджелудочной железы, снимающее боли и улучшающее самочувствие при мигренях и невралгиях, усиливающее приток крови к слизистым оболочкам носа и глаз. Как видно, ирис действительно может использоваться согласно «прописи» Плиния для акорона. Что касается его антитоксического (противоядного) действия, то, возможно, здесь ирису-акорону приписаны свойства еще одного вида с морфологически сходной корневой системой – белокрыльника болотного из семейства ароидных. Настой корневища белокрыльника (одно из народных названий – змей-трава) издавна используется как противоядие при укусах ядовитых змей (лечебный эффект подтвержден, кстати, научными исследованиями).

Далее мы находим у Плиния информацию о некоем «сатирионе», пользующемся славой «любовного растения»: в северных странах оно применялось, в частности, в ветеринарии для побуждения лошадей к спариванию (извл. 24). Сатирионом (от Сатира – козлоного демона плодородия) древние греки называли самые разные растения-афродизиаки, использовавшиеся для стимуляции чувственности. Известно, что наибольший «удельный вес» среди возбуждающих трав играют представители семейства орхидных, в частности, различные дикорастущие виды рода ятрышник. Именно слизистые вещества из клубнекорней ятрышника, так называемый салеп, во многих случаях являются в народной медицине основным компонентом «приворотных зелий» и прочих любовных напитков. В научной медицине ряда стран Востока ятрышники используются научной медициной в качестве стимулирующего потенцию и противозачаточного средства. И именно про ятрышники говорят, что они могут вызывать половое чувство, даже если клубни просто взять в руки (извл. 24).

04_yatryshnik_muzhskoy_shveciya_1982.jpg


«Сатирион» – ятрышник мужской, «краснокнижное» растение Республики Башкортостан. Почтовая марка Швеции, 1982 год

Но самым интересным представляется то, что один из видов ятрышника – ятрышник мужской (Orchis mascula L.) – до сих пор носит в народе название «мужского сатира». Ареал ятрышника мужского, многолетнего травянистого растения, занимает южную часть Восточной Европы и достигает Башкирского Предуралья. Отметим, что многие виды ятрышника в настоящее время являются редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красные книги многих регионов России.

 

Извлечения

«Естественная история»

Извл. 20 (XVI: 138; XVII: 233). «В этом районе [в Северном Причерноморье] не растут деревья холодного климата: сосна, ель, пихта [которые растут гораздо севернее]» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 211, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской). … / «Некоторые деревья в северных странах … страдают от холода и мороза, если они продолжаются в течение 40 дней после зимнего солнцестояния; но как там, так и в других странах большие заморозки губят деревья даже в несколько дней, если наступят немедленно после завязывания плодов» (Латышев, 1949, 2, с. 312, пер. В.В. Латышева).

Извл. 21 (XVIII: 100). «Сарматские племена также питаются по большей части этой кашей [из проса] и не сваренной даже мукой, прибавив к ней либо конское молоко, либо кровь из вен голени лошадей» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 211, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Извл. 22 (XXV: 82; XXVI: 146; XXVII: 2). «Открыли лекарственные травы и целые народы. Скифы первые открыли ту, которая называется “скифской” [солодка, или лакричный корень]; она … имеет очень сладкий вкус и чрезвычайно полезна против так называемых астм. Она очень рекомендуется и тем, что, держа ее во рту, люди не чувствуют жажды и голода. … / Скифы лечат раны “скифской травой”. / [Известно, что] “скифская трава”…, а кроме того и другие [растения] из других мест перевозятся туда и сюда по всему миру для блага человечества…» (Латышев, 1949, 2, с. 313-314, пер. В.В. Латышева).

Извл. 23 (XXV: 157, 158). «Акорон [ирис ложноаировый (желтый, болотный)] имеет листья [как у средиземноморских представителей] ириса, только уже и с более длинным черенком; корни черные и менее жилистые, а в остальном они схожи с ирисом – на вкус острые, не неприятные по запаху, легко производящие отрыжку. … [А] больше всего их в Колхиде близ реки Фасис [Риони] и повсюду в богатых влагой [местах в Поволжье]. В молодых сока больше, чем в старых… / Его применяют как горячительное и облегчающее [болезненные состояния средство]; он эффективен против катаракты и потемнения глаз; питье из его сока – против [укусов] змей» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 215, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Извл. 24 (XXVI: 98). «Сатирион [здесь, вероятно, ятрышник, в частности, ятрышник мужской] возбуждает чувственность, даже если его корень подержать в руке, тем более, если его выпить с терпким вином; его дают … в Сарматии лошадям, неохотно идущим на случку из-за беспрерывной работы, каковой порок называется “проседам” [возможно, от древнеиндийского “пра-са-да” – спокойствие, отсутствие возбуждения]» (Подосинов, Скржинская, 2011, с. 215, пер. А.В. Подосинова, М.В. Скржинской).

Валерий Путенихин