Плутарх о свойствах «скифской» воды

Древнегреческий философ и биограф Плутарх (между 45 и 50 – около 127 года н.э.) получил отличное образование, обучаясь математике, риторике и философии в Афинах. Впоследствии он организовал своеобразную «семейную академию», выступая с лекциями воспитательного характера перед своими сыновьями и другими молодыми людьми. Плутарх отличался обширной эрудицией и написал более 80 философско-дидактических трактатов, объединенных в сборник под общим названием «Моралии». Плутарху принадлежит ряд зоологических сочинений, в частности, «О способностях животных», где он пытается проникнуть в душевную жизнь животных и резко протестует против насилия над ними.

Одно из значительнейших его произведений – «Сравнительные жизнеописания», где в популярной форме даны параллельные биографии 23 пар выдающихся людей прошлого. Пары подбирались таким образом, чтобы можно было провести морально-этическое сравнение личностей. Приведенные отрывки из произведений Плутарха показывают, что ему не чужды были географические веяния своего времени. Понимая ограниченность познаний географов в отношении отдаленных уголков земли, он иронизирует, когда малоизвестные области те обозначают неопределенными или вымышленными названиями, например, «Ледовитое море», «Безводные пески» (извл. 1). В другом своем сочинении, рассуждая о взаимоотношении «тепла» и «влаги», он характеризует северные страны как сырые и холодные, славящиеся крупными озерами и глубокими реками (извл. 2). Передавая давно известные сведения о скифах (извл. 3), он выдвигает собственное объяснение «отсутствия волос» у аргиппеев (они, как мы помним, проживали у подножия Рифейских гор). Причина этого заключается, по Плутарху, в каких-то неблагоприятных «химических» свойствах питьевой воды. Во всяком случае, видно: Плутарх пытается искать реалистические подходы для интерпретации тех или иных явлений природы и общества.

 

Извлечения

«Сравнительные жизнеописания»

Извл. 1 (Тесей. 1). «[Подмечено] как ученые мужи, трудясь над описанием земель, все ускользающее от их знания оттесняют к самым краям карты, помечая на полях: “Далее безводные пески и дикие звери”, или: “Болота Мрака”, или: “Скифские морозы”, или: “Ледовитое море”» (Великая Степь, 2005, с. 250, пер. С.П. Маркиша под ред. С.С. Аверинцева).

«Нравственные рассуждения”

Извл. 2 («О первоначальном холоде». 16). «Воздух повсюду один и тот же, но зима и холод не везде одинаковы: [северные] страны света холодны и сыры, другие – сухи и жарки, не случайно, а вследствие того, что сущность холода и сырости одна и та же. Так, большая часть суши [в т.ч. азиатская Скифия] тепла и безводна. Относительно же [европейской] Скифии [Сарматии] … путешественники рассказывают, что там есть большие озера и протекают многие глубокие реки…» (Великая Степь, 2005, с. 268, пер. В.В. Латышева).

Извл. 3 («Об Александрийских пословицах». I, 10). «Эсседоны [исседоны Зауралья и Казахстана] … золотят [черепа]. … / Оргемпеи [аргиппеи Предуралья] не имеют домов и не употребляют в пищу ничего одушевленного. У них и мужчины и женщины плешивы

вследствие свойства воды, употребляемой для питья» (Латышев, 1947, 4, с. 289, пер. В.В. Латышева).

 

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Плутарх – с. 175-176).

 

Заглавное фото: Источник Красный ключ в Башкирском Предуралье (Нуримановский район Республики Башкортостан). Фото В.П. Путенихина