По ком звонит колокол: прощальная песнь над Финским заливом

По ком звонит колокол: прощальная песнь над Финским заливом По ком звонит колокол: прощальная песнь над Финским заливом

На острове Гогланд впервые со времён Великой Отечественной войны прозвонили поднятые со дна рынды погибших кораблей. Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова под эгидой РГО сумела найти и опознать практически все суда, покоящиеся в российских территориальных водах. Почтить их память собрались моряки и родственники погибших, а голоса судовых колоколов стали частью премьерной песни, которую Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ" подготовили специально для этого мемориального мероприятия.

Сторожевой корабль "Буря" и тральщик "Фугас" сумели выжить в Таллинском прорыве. Но год спустя, 24 августа 1942 года, они оба погибли, выполняя боевую задачу. Накануне их выхода на задание немцы поставили в водах Финского залива новые линии минного заграждения "Зееигель", и оба корабля оказались буквально разорваны минами пополам.

80 лет спустя после гибели

80 лет спустя после гибели "Бури" и "Фугаса", их нашли и установили памятные таблички. Фото: Анна Юргенсон

В ходе второго сезона экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова при технической поддержке морской инженерной компании "Фертоинг" сумели найти затонувшие 80 лет назад суда. День их гибели стал днём памяти не только их погибших экипажей, но и всех, кто во время войны навсегда остался лежать на дне Финского залива.

Читайте также: "80 лет под водой"

— Впервые для того, чтобы отдать почести погибшим морякам, в залив вышел военный корабль, — делится впечатлениями руководитель экспедиции Константин Богданов. — Это был учебный корабль "Перекоп", входящий в состав Балтийского флота ВМФ России. На его борту были родственники погибших, духовенство, поисковики и представители СМИ. В точках гибели "Бури" и "Фугаса" спустили венки, потомки моряков положили цветы на воду, священники отслужили литию. Конечно, это было бы невозможно без помощи Национального центра управления обороной, без командования Западного военного округа и Ленинградской военно-морской базы, которым мы искренне благодарны.

На месте гибели экипажей отслужили литию. Фото: Анна Юргенсон

На месте гибели экипажей отслужили литию. Фото: Анна Юргенсон

Позже на острове Гогланд потомки моряков с "Бури" и "Фугаса" получили капсулы с грунтом, который подводные исследователи подняли со дна на местах последней стоянки кораблей. Как говорят специалисты поискового центра "Информбюро", "моряки вернулись домой".

Помимо сторожевика и тральщика, затонувших в 1942 году, подводные исследователи обнаружили 13 кораблей, погибших во время Таллинского перехода. Кроме того, в водах Финского залива числились пропавшими без вести 24 подводные лодки — на данный момент благодаря Разведывательно-водолазной команде их осталось всего три. Этот год стал юбилейным и для команды, уже 10 лет посвятившей погружениям на Балтике, и для Комплексной экспедиции Русского географического общества "Гогланд", исследующей Внешние острова Финского залива, в частности, военную историю. В годы Великой Отечественной здесь погибло немало десантников, разведчиков и лётчиков. Их памяти, как и памяти оставшихся на дне моряков, и была посвящена акция "Голоса погибших кораблей".

 Читайте также: "РГО: 10 лет для Балтики"

В этот день вспомнили всех, погибших в Финском заливе. Фото: Анна Юргенсон

В этот день вспомнили всех, погибших в Финском заливе. Фото: Анна Юргенсон

— Спасибо за поддержку всем, кто принял участие в организации этого мероприятия: Русскому географическому обществу, Фонду президентских грантов, компании "Транснефть". Западный военный округ и Ленинградская военно-морская база помогли нам доставить на остров людей, технику, организовать палаточный лагерь, — раскрывает "закулисье" подготовительных работ Константин Богданов. — За четыре дня на Гогланде построили сцену — впервые здесь была организована настоящая концертная площадка. И впервые со времён войны на ней прозвучали голоса судовых колоколов, которые нам удалось поднять со дна.

Судовые колокола моряки называют душами кораблей. И они отозвались на имена своих судов. Рынды транспортов "Калпакс", "Алеф", "Ярвамаа", "Атис Кронвальдс", "Вайндло" и подводной лодки Щ-405 зазвонили под руками детей, ради жизни которых экипажи этих кораблей отдали свою.

Рынды прозвонили впервые с момента гибели кораблей. Фото: Анна Юргенсон

Рынды прозвонили впервые с момента гибели кораблей. Фото: Анна Юргенсон

А позже на сцену вышли Александр Ф. Скляр и группа "Ва-Банкъ" с песнями о моряках, о море, о войне. И с премьерой новой песни "Рыба-смерть, я — живой", посвящённой погибшим защитникам Балтики. Во время этой песни вновь зазвучали рынды, сливая свои голоса с голосами певца и музыкальных инструментов.

— Тема колоколов глубоко затронула нас эмоционально, — признаётся Константин Богданов. — Она оказалась для нас настолько значимой, что мы решили сделать документальный фильм, он так и будет называться "Голоса погибших кораблей". Из него можно будет узнать про поиск и подъём рынд на поверхность, мы покажем процесс изготовления корабельных колоколов старинным способом, расскажем, какие функции колокол выполнял на кораблях, и многое другое. Работа над фильмом идёт полным ходом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, и скоро он должен появиться в интернете.

К сожалению, обнаружить колокола удаётся не всегда. Но корабли могут "рассказывать" свои истории и по-другому. Экспедиционный сезон подошёл к концу, но отдыхать некогда — самое время заняться разработкой геоинформационной системы "Морское наследие", воссоздающей виртуальную модель Таллинского прорыва с видеоматериалами и фотографиями, а также созданием 3D-моделей обнаруженных судов. По "Буре" и "Фугасу" основной объём съёмочных работ закончен, осталось собрать полученные кадры воедино. Обнаруженную в этом году "Вторую пятилетку" ещё предстоит отснять.

Константин Богданов и его команда перед погружением. Фото: Анна Юргенсон

Константин Богданов и его команда перед погружением. Фото: Анна Юргенсон

— Наше внимание в первую очередь было сконцентрировано на тех местах, где мог быть найден судовой колокол, — вспоминает погружения на это транспортное судно руководитель экспедиции. — В первую очередь это носовая часть, где на фотографиях "Пятилетки" он ясно виден. Но именно там зияет огромная дыра. Видимо, попала бомба, она даже проломила палубу — в провалах видны механизмы, скорее всего, колокол просто куда-то отбросило. Второе возможное место — передняя часть надстройки, там следы сильного пожара. У нас есть архивные фотографии, сделанные немецкими лётчиками, на которых "Вторая пятилетка" горит на отмели Гогланда. Пожар на изображениях заметен как раз в районе надстройки, и под водой мы увидели его следы. Так что второй колокол тоже найти не удалось.

Свои коррективы внесла и погода: в течение двух дней погружения были невозможны, а время работы команды ограничено. Дело в том, что корабль лежит на судовом ходу, на фарватере. Чтобы обеспечить безопасность, приходилось закрывать определённые районы и менять маршрут движения грузовых судов.

— Мы хотим сказать огромные слова благодарности Западному военному округу и командованию Балтийского флота, потому что без их помощи мы бы в принципе не смогли спуститься ко "Второй пятилетке", — отмечает Константин Богданов. — Объект настолько большой и интересный, что под него нужно делать отдельную экспедицию. Надеюсь, она войдёт в план РГО на следующий год и у нас будет возможность подробно изучить и отснять этот транспорт.

Разведывательно-водолазная команда не собирается останавливаться на достигнутом. Фото: Анна Юргенсон

Разведывательно-водолазная команда не собирается останавливаться на достигнутом. Фото: Анна Юргенсон

Можно сказать, что за десять лет Разведывательно-водолазной команде удалось "закрыть" список кораблей, покоящихся в российских территориальных водах Финского залива. Правда, не удалось обнаружить "Тобол" и "Аусму", которые подводные исследователи также искали в этом году.

— За последние два года компания "Фертоинг" просмотрела практически все вероятные места нахождения судов Таллинского прорыва, — рассуждает руководитель экспедиции. — По всей видимости, эти корабли лежат либо вдоль самой границы, либо на эстонской и финской стороне. Хотелось бы верить, что когда-нибудь нам представится возможность проверить эту версию.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
05 марта 2024
Историю легендарного лыжного батальона рассказали на встрече в московской Штаб-квартире РГО
15-летние поиски стали настоящим историческим расследованием
Подробнее
29 июля 2023
Посторонним вход запрещён: что будут искать дайверы в Финском заливе
Стартовала экспедиция РГО "Голоса погибших кораблей"
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
18 июля 2023
Голоса погибших кораблей
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
20 февраля 2023
Экспедиция РГО вывезла с Камчатки фрагменты трёх американских самолётов
Подробнее
18 января 2023
Поиск затонувших кораблей в Арктике: итоги второго сезона экспедиции "Помни войну"
Подробнее
17 ноября 2022
В Красноярске возложили цветы к братской могиле лётчиков-героев
Акция краевого отделения РГО посвящена юбилею трассы Алсиб
Подробнее
Показать еще Загрузка