По следам фотохудожников прошлого

Собор Вознесения в Вытегре. 1909 г. Московская область Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Собор Вознесения в Вытегре. 1909 г. Московская область Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Поймать суть времени и сохранить душу места — такова главная идея номинации фотоконкурса "Самая красивая страна" "Живой архив". Второй год авторам, снимающим на территории России, РГО предлагает попробовать себя в роли философов. Надо запечатлеть культурный или природный памятник так, чтобы при сравнении со старыми фотографиями можно было понять, что сохранено, что безвозвратно утеряно и как изменилась роль человека. И если в прошлом году организаторы конкурса предлагали только снимки, отобранные нашими экспертами, то в этом мы разрешаем повторить карточки из семейных архивов. 

Галерея номинации "Живой архив" в этом году предлагает целый ряд очень интересных и разносторонних фото, представляющих практически все регионы России, снятых в разное время года. Здесь и панорамы старой Москвы и Санкт-Петербурга, горы Кавказа, снимки природы Карелии и Архангельской области, величественные купола монастырей и храмов. 

Есть и фото дикой природы — скалистых берегов уральских рек, горные массивы Алтая, озёра Сихотэ-Алиня, пейзажи Сахалина, даже острова Японского моря и полярная станция на мысе Дежнёва. Картины из жизни старинных курортных городков Черноморского побережья Кавказа, Ставрополья, Крыма, снятые в разные годы — от начала ХХ века до его 50-х годов. 

Среди классических фоторабот и Тобольский кремль, и улицы Петербурга во время наводнения, старинные железнодорожные станции, строящиеся мосты через великие реки. Все эти места и памятники могут стать объектом для фото на конкурс. Выбор места съёмки и источника вдохновения — практически на любой вкус и географический регион. Задача — снять с того же ракурса, что и 50–100 лет назад.

a756c3.jpg


Виды улиц и площадей Санкт-Петербурга, затопленных во время наводнения в ноябре 1903 г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербург РГАКФД

Казалось бы, сами условия номинации задают участникам облегчённую задачу. Но не все так просто. Мастера классической фотографии тщательно выбирали композицию своих снимков и условия освещения. Камеры фотографов — технически иные, чем современные, не давали искажения пропорций, не "заваливали" вертикальных линий. Обработка кадров старым способом, использование стеклянных пластин позволяли дополнительно использовать художественные возможности техники фотографии. Каждый снимок становился почти идеальным образом, достигнутым при помощи большого мастерства.

231.jpg


Тюмень, вид на Затюменку, авт. неизв., нач XX в. Тюменская область, Тюмень РГО

Особое место в Галерее номинации "Живой архив" занимают снимки легендарного Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Его фотоработы запечатлели исторически точную и художественно осмысленную галерею образов старинных русских городов, сёл и деревень Поволжья, Сибири, Урала, Русского Севера, купола и стены монастырей, сценки сельской жизни, живописные ярмарки, полевые работы. Он был одним из "отцов" цветной фотографии, первым и единственным из наших соотечественников использовал метод цветоделения. Из его огромного наследия — более 3500 кадров — сохранилось лишь около двух тысяч. Но это — безусловный золотой фонд не только русского, но и мирового пейзажного и исторического фото.

142-0.jpg

Сергей Прокудин-Горский, церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога. 1909 г.
Сергей Прокудин-Горский, церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога. 1909 г.

Авторам предлагается замечательная творческая задача — спустя столетие вновь показать зрителю те же самые пейзажи и городские панорамы. Во многих случаях натура сильно изменилась, но искусство фотографа вполне может творчески переосмыслить увиденное, внести свою неповторимую ноту и создать образы, которые станут не повтором, а продолжением истории. А оказавшись на тех же точках съёмки, что и легендарный мастер, современный фотограф сам получит уникальную возможность ощутить связь времён, понять мысли и чувства автора-классика. Такая возможность делает эту номинацию, возможно, самой интересной в конкурсе.

124_0.jpg


Смоленск. Успенский собор с востока. 1911 г. Смоленская область Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Большинство снимков Прокудина-Горского сделаны в летние месяцы. Условия нашего конкурса в текущем году ограничивают срок приёма работ — до 5 апреля 2021 года. Поэтому желающим участвовать в данной номинации мы предлагаем в два этапа — снять фото с той же точки, не дожидаясь лета, и отправить её на конкурс-2021. А в летний сезон вновь вернуться к выбранному кадру и снять его ещё раз для конкурса будущего года. Это станет интересной заявкой на дальнейшее участие в фотоконкурсе "Самая красивая страна".  

119_0.jpg


Северо-западная часть города Златоуста. 1910 г. Челябинская область Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Партнёры номинации — Российский государственный архив кинофотодокументов и издательство "Красивая книга".

Напомним: 

"Живой архив" — специальная номинация VII Фотоконкурса "Самая красивая страна". Для участия в ней принимаются современные фотокомпозиции, повторяющие архивные снимки. У вас есть два варианта, как принять участие в конкурсе в этой номинации.

Вариант 1: повторить архивные снимки, предложенные нами.

Вариант 2: повторить снимки из собственного семейного архива.

Если вы выбрали вариант 1, ваши действия следующие:

- выберите исходное архивное фото, которое хотите повторить (для удобства снимки рассортированы по регионам);

- сделайте современный кадр на том же месте, желательно с того же ракурса;

- загрузите современное фото в свой личный кабинет.

Если вы выбрали вариант 2, ваши действия следующие:

- сделайте современный кадр, повторяющий фото из вашего архива (желательно использовать архивные фотографии XIX — первой половины XX века, но на рассмотрение будут приниматься и фото 50–70-х годов XX века);

- загрузите в свой личный кабинет архивное фото и повторяющий его современный кадр. Учтите, что в этом случае участник конкурса должен соблюсти два условия — он должен быть автором современной фотографии, а также обладать правами на архивную фотографию в объёме, описанном в разделе 10 "Лицензионное соглашение" Положения о конкурсе.

Галерея номинации "Живой архив"