Каждый год для познания себя и своей Родины малые и большие группы отправляются в туристическо-краеведческие походы. 18 августа 2022 года маленькая группа туристов отправилась в познавательную экспедицию, в рамках составления туристического путеводителя по малоизвестным местам среднего Урала, который создается при поддержке Русского географического общества. В путеводителе будут отмечены координаты бывших рудников, гор, озер, названия ручьев и селений, сказки и сказы о происхождении этих названий.
Каждое общество приобретает свою силу тогда и только тогда, когда в этом обществе устанавливаются прочные связи между прошлым и настоящим, когда представитель общества осознает, что для него аккумулируется в слове «Родина». Большая или малая. Поля, леса, реки, озера со своими названиями и историями служат жизненным сигналом для гражданина.
В прежние времена все жители городка или поселка знали, что у каждой горы, у каждого озера, как и у каждого человека, есть свой характер, свой нрав и свое имя. Люди знали, что каждое место на уральской земле связано с другими местами этой территории, что все пространство вокруг – живое: оно дышит, меняется.
Не помолишься, не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву – не будет тебе удачи. Об этом помнят старожилы. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи – и неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли милостив завтра. Поэтому немудрено, что названия мест хранили в себе нрав природы, определенного края.
Надо сказать, что топонимы возникали не просто так, не из головы изобретали их наши предки: у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Дать имя горе – не улицу назвать: внутри выносить надо имя, родить его, как мать ребенка рождает. Как самые древние названия возникли – не ведаем, лишь отголоском тому – топонимические предания не столь уж далекого времени, последних трех-пяти сотен лет. Немало их в нашей книге представлено, и во всех видна жажда народных сказителей прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное целое .
Для приобщения к этому целому, взрослые и дети разных возрастов, социальных групп отправились познавать малоизвестные места Урала, где уже давно не ступала нога человека, туда, где бывшие поселки крышами домов вросли в землю, туда, где вместо дорог встал могучий и непроходимый лес. Именно там – в давно забытых местах – хранится наша память.
По этим местам был проложен маршрут нашей экспедиции.
Первым пунктом, до которого удалось добраться, стало место, известное в народе как «Большой камень», находящийся в районе поселка Черемшанка. Это место известно с начала индустриального освоение Урала. Именно здесь находится водораздел известных рек. Уфалейка, Каменка, Смародинка дополняются ручьями с горы и несут уральские воды в Уфу. В свою очередь Чусовая, Ольховка, Чебаковка движутся на север, в Каму. Реки Вязовка, Пустая наполняют своими водами Синару и Исеть, и вливаются в Тобол.
Это красивое место отдыха и познания истории. Камни хранят на себе следы освоения Урала в виде надписей XVIII- ХХ веков, списка Уфалейских партизан времён Гражданской войны. Но самым важным местом, которое привлекает туристов, является «Пугачевская пещера», где по преданиям, в 1774 году после неудачного сражения, войска Пугачева были рассеяны по лесам, а оставшиеся в живых спрятали золотой запас отряда в пещере.
Кроме того, данная пещера представляет собой уникальное природное сооружение, являющееся единственным подобным местом в России. Эта пещера образовалась благодаря природным газам, выходившим из остывающих пород, состоящих из лиственитов.
Однако участникам похода удалось узнать еще одну легенду о происхождении «Большого камня». Эта легенда рассказывает о происхождении Уральских гор - легенда о «Великом Полозе».
Вторым пунктом остановки стал исток реки Чусовой, где располагаются озера – малое и большое Чусовое. На высоком холме у озера возвышается обелиск из уральского мрамора, указывающий на начало реки Чусовой.
Некогда берега озера были хорошо обжиты. Вдоль них проходили два узкоколейных полотна, располагались несколько заготовительных поселков. Узкоколейные полотна доходили до Уфалейского металлургического завода. Именно по ним в 1920-40 годы на завод доставляли руду и заготовленные дрова. При этом «подушка» для полотна во многом сохранила свою форму, не смотря на почти вековой возраст стояния в болотах. По утверждению старожил устойчивость полотну обеспечивают «Лежневки».
Это целое искусство дорожного строительства! На болотах и в трясинах забивали сваи из лиственниц. При этом ствол забивали в грунт колотушкой, вершинкой вниз. Затем – поверх образовавшихся пеньков и кочек – накладывали настил из веток, камня и стволов небольших деревьев. Далее на подводах подвозили камень и мелкий гравий, и все утрамбовывали, делая ровную «подушку» для укладки шпал и рельсов. Получалось хорошее основание для железнодорожного полотна.
В 1920 г. на территории Верхнеуфалейской волости установилась советская власть, и это привело к появлению советских названий в местном фольклоре. Так, для обеспечения промышленности городка сырьем, были организованы местные узкоколейные железные дороги, которые называли в народе «ускокалейками». Таких дорог в Уфалейском районе было пять. В поселках иногда пожилые люди использую выражение: «Сходил за клюквой по старой лежнёвке».
Нам тоже удалось пройти несколько километров по этому полотну. Лежневка представляет собой хорошую грунтовую дорогу через болото, где то и дело попадаются железнодорожные шпалы и другие предметы, указывающие на прежнее назначение дороги. Так же, глубоко в чаще, встречаются изгнившие штабеля дров для паровозов.
Третьим местом нашей остановки стал «Ольховский разъезд», который полностью скрыт болотом. Разъезд ранее располагался в поселке Сельки, Уфалейского района (1934 год). На данный разъезд приходилось несколько узкоколейных дорог.
Первая колея приходила из Макаровского рудника. Вторая – от шахт по добычи железной руды. Третья – от бывших Расторгуевских золотых приисков. На разъезде в 1934 году находились водонапорная башня, отстойник для подвижного состава, дом начальника станции, гражданский перрон. На данный перрон в период Великой Отечественной войны прибывал пассажирский вагончик для жителей окрестных селений.
В самом поселке Сельки на 1934 год располагались школа, два магазина, клуб, здание сельсовета, шахтное управление и две геологоразведочных партии. В целом поселок был добротным и большим, как рассказывал последний руководитель Сельковского сельсовета.
Теперь этот поселок можно назвать дачным, где местные жители не знают историю былого величия. Нам удалось побывать на одной из встреч старожил поселка. Встреча проходит в первую субботу августа текущего года. Также в 2003 году нам удалось снять фильм «День Сельков» по этому событию.
Следующей остановкой на нашем маршруте стала рудник братьев Расторгуевых. Надо отметить, что рудник почти не видно. За 90 лет на его террасах выросли деревья и кустарники, но выработки хорошо видны на склоне горы, а мелкий щебень отвала указывает на приводимое обогащение породы.
Еще одной остановкой на маршруте стало озеро Иткуль с его древними городами, рудниками, стоянками каменного века и сказами П.П. Бажова.
Вечером у костра участники похода узнали еще несколько легенд и сказов по истории Иткуля.
По легенде озеро получило свое название из-за событий второй половины XVIII века, когда местное башкирское население было возмущено строительством плотины на озере Иткуль заводчиками Демидовыми. После покупки Кыштымского и Каслинского заводов у Демидова возник план расширения своих владений. Недалеко от Каслинского завода находилось озеро с удобным для строительства плотины будущего завода берегом. А неподалеку местными рудознатцами были разведаны медные и железные руды. Демидов очень надеялся на быстрое строительство завода. Он даже не думал о покупке земли у местных башкирских племен.
Летом 1750 года развернулась большая стройка на берегах озера. Строителей было много, работа спорилась. За несколько недель появилась плотина и фундамент для водяного колеса. Местные старейшины башкирских родов неоднократно обращались к Демидову через управляющего. Они просили прекратить стройку, так как рядом на холме находилось древнее святилище – гора предков. Здесь совершались обряды в честь умерших. Этот довод не остановил строителей, и тогда местные жители разогнали работников и воспрепятствовали дальнейшему строительству. В ответ на действия местного населения по приказу Демидовых было заколото несколько свиней на берегу озера, и их туши сбросили в озеро, тем самым осквернили его.
С тех пор озеро стали называть «Иткулем», происходящем от двух башкирских слов: «Ит», что в переводе означает «мясо» и «Куль», что переводится как «озеро». Соответственно, название «Мясное озеро» прямо подтверждало эту легенду.
Последней остановкой на маршруте стал Шайтан-камень на озере Иткуль. До него экспедиция добиралась на прогулочном катере, предоставленном предпринимателем В. Туркиным. К самому камню подойти на катере не получилось из-за большой волны. Члены экспедиции были вынуждены высаживаться в воду недалеко от берега. Этакая экстремальная высадка десантирования с катера в воду. Но цель была достигнута. Участники увидели жемчужину Иткуля – Шайтан камень. К слову сказать, по утверждению историка В.О. Ключевского, Шайтан являлся одним из божеств мордовского этноса. П.П. Бажов посвятил этому камню один из своих сказов.
Нам тоже удалось увидеть следы золотой косы полозовой дочки в виде маленьких вкраплений в камне на берегу, но скорее всего это не золото, а другие минералы, которых на Урале в изобилии. Именно уральские залежи минералов стали причиной раздора между башкирскими племенами и горным правлением уральских заводов. В спор пришлось вмешаться Екатерине II, которая своим указом разделила земли, а в знак данного события на месте споров были высажены тополя.
Надо отметить, что такие насаждения стали обычным делом у трактовых дорог в 1822 году, но такие насаждения появлялись и у плотины на озере Иткуль гораздо раньше, но вместо берез здесь были использованы тополя. Местное население относит огромные массивные тополя – до двух метров в диаметре по срезу – к временам Екатерины II. Данные тополя называют «Екатерининскими тополями». Эти деревья оберегали Старый Сибирский тракт от нападения местных башкир.
Дни экспедиции пролетели быстро. Наступило время отдыха и возращения домой.
Хочется сказать огромное спасибо за организацию экспедиции: клубу «Есаулец» во главе с А.В. Поляковым, Русскому географическому обществу, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Верхний Уфалей протоиерею Александру Городинскому, студентам УГГУ и УГЭУ г. Екатеринбург, которые стали участникам экспедиции.
В целом по итогам экспедиции можно утверждать, что нам удалось подготовить трассу для хорошего туристического маршрута на 5 дней под названием «Урал: территория незнаменитых достопримечательностей».