По следам "Святой Анны": как искали пропавшую экспедицию Брусилова

По следам "Святой Анны": как искали пропавшую экспедицию Брусилова По следам "Святой Анны": как искали пропавшую экспедицию Брусилова

Судьба экспедиции Георгия Брусилова на шхуне "Св. Анна", бесследно исчезнувшей во льдах Арктики, до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований. Прошло уже более ста лет с тех пор, а современные исследователи постоянно обращаются к ней. В 2010–2011 годах российская экспедиция нашла человеческие останки и материальные следы пребывания на Земле Франца-Иосифа части команды "Св. Анны", которая вместе со штурманом Валерианом Альбановым сделала попытку спастись с дрейфующего судна. Об истории трагического плавания, современных находках и версиях рассказал в своей лекции известный путешественник и фотограф Владимир Мельник. Мы предлагаем пересказ этой лекции.

Две книги

История, описанная Вениамином Кавериным в романе "Два капитана", имела документальную основу. Речь идёт о книге "На юг, к Земле Франца Иосифа". Её автор — Валериан Альбанов, штурман парусно-паровой шхуны "Св. Анна", на которой отправился в экспедицию отряд под руководством Георгия Брусилова. Целью было пройти маршрутом, известным теперь как Северный морской путь.

В чём особенность экспедиции Брусилова, почему мы через более чем сто лет возвращаемся к ней снова и снова?

Книга Валериана Альбанова остаётся главным документом для исследователей судьбы экспедиции Георгия Брусилова

Книга Валериана Альбанова остаётся главным документом для исследователей судьбы экспедиции Георгия Брусилова

Начнём с судна "Св. Анна". Оно было построено в 1864 году в Англии для нужд британского флота, изначальное название — "Ньюпорт". Это было первое судно, которое де-факто прошло через Суэцкий канал в 1869 году. На его открытие собралась вся европейская аристократия, включая монаршие особы. В один ряд выстроились лучшие корабли Европы, впереди шёл фрегат "L'Aigle", с французской императрицей Евгенией на борту. А надо вспомнить, что британцы и французы всё время соперничали. И под покровом ночи "Ньюпорт" проскользнул и встал впереди этой кавалькады кораблей. Случился скандал. Официально капитану сделали выговор, но в коридорах британского адмиралтейства ему пожимали руку.

Много позднее, когда молодой офицер Российского флота Георгий Львович Брусилов решил организовать экспедицию, ему понадобилась для этого судно. Он покупает в Великобритании "Ньюпорт", который уже несколько раз менял владельцев и названия, и даёт ему новое имя – "Святая Анна". Мотив переименования был связан с не религией, а с тем фактом, что основным спонсором экспедиции была его тетушка Анна Николаевна. 

…И всё получится

Вся история, связанная с экспедицией, многослойная, сюжеты буквально переплетены. Брусилов хотел первым пройти под российским флагом Северным морским путём от Петербурга до Владивостока. Сделать это он планировал за одну, максимум за две навигации. Был у этого путешествия и коммерческий интерес.  Брусилов надеялся покрыть все расходы на экспедицию и извлечь прибыль из попутного зверобойного промысла в арктических широтах.

Арктика таит в себе ещё множество загадок. Фото: Владимир Мельник

Арктика таит в себе ещё множество загадок. Фото: Владимир Мельник

Единственный проход по этому маршруту до этого был осуществлён в 1878–1879 годах. Этот путь проделал швед Норденшёльд на судне "Вега". Идея Брусилова была поддержана общественностью, ведь речь шла об освоении арктического побережья России.  

Брусилов уже был в Арктике раньше. В 1910–1911 годах он участвовал в Гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач". И видимо, решил, что можно пройти по полярным морям с запада на восток, нужно просто надёжное судно, хорошая команда — и всё получится.

Ерминия Жданко

28 июля (10 августа) 1912 года "Св. Анна" вышла из Петербурга. Чтобы попасть в северные моря, ей нужно было сначала обогнуть Скандинавию. Экспедиция нуждалась в средствах, поэтому Брусилов объявляет, что может взять пассажиров на борт. Своего рода круиз из Петербурга вокруг Северной Европы. Последний заход в Россию планировался в порт Александровск-на-Мурмане, ныне город Полярный в Мурманской области.

Одной из участниц круиза становится молодая девушка Ерминия, дочь генерала Александра Жданко, племянница начальника гидрографического управления Михаила Жданко.  

Когда "Св. Анна" в августе прибывает в Александровск-на-Мурмане, выясняется, что не приехали второй помощник капитана, судовой врач, исследователь, второй штурман и часть матросов. Невольно задумаешься о том, что люди могут предчувствовать трагические события. А найти в маленьком городке судового врача или помощника капитана просто нереально. А уже август, времени нет. Команду кое как набрали, но оставалась проблема судового врача. 

И вот тут Ерминия Жданко, окончившая курсы медсестёр, предложила себя на роль врача. Это и сейчас удивительно, а тогда ведь поход в Арктику был сравним с полётом в космос сейчас. Так или иначе, но выбора не было, и Ерминия отправляется в экспедицию.

Неумолимый дрейф

Период арктических навигаций достаточно короток: июнь — август. В конце сентября начинаются шторма, ухудшается ледовая обстановка.

Надо сказать, что 1912 год был аномальным по ледовой обстановке. В начале октября экспедиция достигла пролива Югорский Шар между материком и островом Вайгач и отправила по телеграфу последнее сообщение. Из-за погоды большинство кораблей просто не смогли пройти дальше на восток. Но Брусилов решает продолжить плавание и идёт к полуострову Ямал. Но 5 октября 1912 года шхуну остановили льды.

Фрагмент карты района экспедиции Георгия Брусилова. Фото:wikipedia.org

Фрагмент карты района экспедиции Георгия Брусилова. Фото:wikipedia.org

Впрочем, это входило в планы Брусилова. Продовольствия на судне было на 18 месяцев. Думали так: встанем у берега, наступит весна, льды отодут, и мы пойдём дальше. Совершенно разумный план. Однако в середине октября 1912 года начались очень сильные южные ветра. Весь массив льда, куда была "впаяна" "Св. Анна", понесло на север.

Наступает лето 1913 года. Но ничего не меняется. Продолжается неумолимый дрейф. На борту ни радио, ни телеграфа. Для остального мира они исчезли.

Капитан и штурман

Вероятно, из-за употребления плохо обработанного мяса белых медведей почти вся команда слегла, а хуже всех чувствовал себя сам Брусилов. Командование судном взял на себя штурман Альбанов. И видимо, когда капитан выздоровел, это послужило источником очень серьёзного конфликта. Некоторые исследователи считают, что причиной был любовный треугольник из-за девушки на борту. Но вероятнее всего, просто не сошлись характерами капитан и штурман, который длительное время исполнял его обязанности.

Наступает вторая зимовка 1913/14 года. Выясняется, что "Св. Анна" находится уже севернее Земли Франца-Иосифа. Штурман просит разрешения капитана отправиться пешим ходом к островам архипелага. И капитан даёт добро: "Уходи". И вдруг к Альбанову присоединяется едва ли не половина команды.

В этом была логика. Люди не знали, переживут ли они ещё одну зимовку, если судно не выйдет на большую воду. А его относит всё севернее.

С января по апрель 1914 года Альбанов и его соратники делают из подручных средств нарты и каяки, готовятся к переходу. Маршрут Альбанов прикидывал в том числе по картам Фритьофа Нансена. К тому времени уже вышла его книга "Фрам" в полярном море", где путешественник описывал свой переход к Земле Франца-Иосифа после неудачной попытки достичь Северного полюса. Альбанов шёл не просто к необитаемым островам архипелага, а к базе британского путешественника Фредерика Джексона на мысе Флора, которая бвла основана в конце XIX века. Штурман "Св. Анны" надеялся найти там депо — остатки запасов британской экспедиции.

10 апреля 1914 года в путь двинулись 14 человек, однако трое спустя десять дней вернулись обратно на шхуну. Остальные должны были дойти до земли и достичь мыса Флора.

"По пачке "Беломора"

Есть шутка: "путешествовать по пачке "Беломора" — если кто-то помнит, на коробке с одноимёнными папиросами был схематический рисунок фрагмента карты Беломоро-Балтийского канала. Вот на что-то подобное и решился Альбанов. Некоторых островов, обозначенных на карте Нансена, просто не существовало в реальности. И ещё: сто лет назад климат был гораздо холоднее. Проливы постоянно скованы льдом. Невозможно было разглядеть, это один остров впереди, два или три. Даже сегодня только с помощью карты можно понять, где что находится. А визуально перед глазами стоит белая пустыня.

Тем не менее Альбанов перерисовывает карту Нансена, наносит координатную сетку и отправляется искать мыс Флора. Это можно было бы назвать авантюрой, если бы речь не шла о шансе на спасение.

Южный берег Земли Георга вблизи мыса Ниль, где были обнаружены следы пропавшей без вести группы. Фото: Владимир Мельник

Южный берег Земли Георга вблизи мыса Ниль, где были обнаружены следы пропавшей без вести группы. Фото: Владимир Мельник

В пути выходит из строя хронометр. С помощью секстанта штурман мог определять широту места — насколько группа спустилась на юг или её отнесло на север. Но долготу, а значит, движение по линии восток — запад, без хронометра определить не мог.

Это был мучительный поход. К примеру, были дни, когда они проходили пять вёрст, а ночью их относило на 12 назад. Тем не менее 9 июня члены команды первый раз увидели землю. А подошли к ней 28 июня. Тогда они не знали, куда пришли. Это была Земля Александры. Выглядело эта земля так: кромка ледника высотой с 15-этажный дом.

Земля!

В этой истории было много мистики и чудес. Первое из них — путешественники подошли к земле в тот момент, когда провиант закончился, зверя они уже не добывали. Из еды осталось полфунта соли. Тем не менее умудрились забраться на берег, затащить туда каяки и нарты. Впервые с 1912 года эти люди вступили за землю.

Цитата из дневника Альбанова: "Мы были так счастливы, что забыли все наши бедствия и лишения во время странствования по льду. Этот маленький кусочек земли, лежащий далеко-далеко за Полярным кругом, на 81° широты, показался нам земным раем".

Я видел это место. Типичная арктическая пустыня, где ничего нет, кроме лишайников, кое-где попадается мох.

Птичьи базары на Земле Франца Иосифа. На дальнем плане виднеется мыс Гранта. Фото: Владимир Мельник

Птичьи базары на Земле Франца Иосифа. На дальнем плане виднеется мыс Гранта. Фото: Владимир Мельник

Но для них это было действительно спасение. Тут птичьи базары, а значит, можно впервые за долгие дни наесться и отдохнуть.

Второе чудо — собирая яйца ,матросы нашли гурий, рукотворную пирамиду, сложенную из камней. Из неё торчал бамбуковый шест с обрывком британского флага. А внутри записка, оставленная экспедицией Джексона в 1895–1897 годах. Из неё Альбанов узнал, как называется это место: мыс Мэри-Хармсуорт.

Третье чудо: это ведь самая крайняя западная точка архипелага Земля Франца-Иосифа. То есть промахнись они на сто метров, никто бы не выжил.

Кстати, здесь Альбанов и его команда встретили двоих беглецов. Была в их переходе и такая, почти криминальная история, когда сбежали два человека, прихватив с собой лучшие ружья, часть провианта, бинокль и компас. 

Место встречи, место расставания

Альбанов их прощает. Но предательство имело и ещё одно последствие. Из-за беглецов они вынуждены были бросить один из каяков. А он бы очень пригодился теперь. Члены отряда могли бы все сесть в каяки и двигаться вдоль ледников до мыса Флора. А это примерно 150 километров. Теперь же, у мыса Ниль, они были вынуждены разделиться на пешую и морскую группы. Пятеро, включая больных, плывут на каяках, четверо, наиболее крепких, идут по берегу. Место встречи — у мыса Гранта.

Группа Альбанова на каяках добирается туда и дожидается пешеходную группу. Он ждёт больше суток, после чего решает продолжить путь без них. Можно ли его осуждать? Сложно сказать. Люди были на пределе физических сил. В месте следующей ночёвки на острове Белл умирает один из матросов. И уже на финальном переходе, когда, казалось бы, всё уже хорошо, происходит очередная трагедия. Поднимается штормовой ветер, один из каяков с двумя матросами уносит в открытое море.

Айсберг выглядит как крепость, но может разрушиться в мгновение. Фото: Владимир Мельник

Айсберг выглядит как крепость, но может разрушиться в мгновение. Фото: Владимир Мельник

Остаются двое — штурман Альбанов и матрос Конрад. Они сумели зайти в теневую сторону за айсберг и переждать шторм. Айсберги могут выглядеть мощно, как крепость. Но в любой момент рискуют расколоться или перевернуться. Альбанов и Конрад проснулись, когда уже стали погружаться в воду. Напомню, температура воды здесь минус 1,5 градуса. Человек живёт в ней минут пять-семь. Каким-то чудом они смогли с перевернувшегося айсберга забраться в свой каяк и уже без остановки гребли до мыса Флора. Остановишься — умрёшь от холода.

"Маяк спасения"

Мыс Флора — это уникальное место, своеобразный  "маяк спасения". С ним связана масса чудесных историй. Одна из них связана со встречей Джексона и Нансена. Последний не знал, что здесь находится база англичан. Среди 200 островов выбрать один и там случайно выйти на руководителя экспедиции — ну не мистика ли?

Альбанов и Конрад нашли что-то вроде избушки, стали её обустраивать, обнаружили какие-то запасы. И вот они приготовились перезимовать, но проходит буквально дней десять, и на горизонте появляется корабль.

На мысе Флора. Фото: Владимир Мельник

На мысе Флора. Фото: Владимир Мельник

Это была шхуна умершего к тому времени Георгия Седова "Св. великомученик Фока", которая зашла к зимовью Джексона на мысе Флора чтобы разобрать строения на дрова для паровой машины. 

Так были спасены двое из 24 участников экспедиции Брусилова.

"По следам двух капитанов"

В 2010 году мы решили найти пропавшую экспедицию, сделать примерно то же, что и Саня Григорьев из "Двух капитанов". Едва ли не единственным документом стала для нас та самая книга Валериана Альбанова "На юг, к Земле Франца Иосифа". Кстати, и к этому источнику некоторые полярники относятся скептически, считая, что штурман мог написать книгу в качестве самооправдания.

Мы решили найти пешеходную группу, которая шла по берегу, тех четверых, которых Альбанов не дождался. Был примерно понятен район поисков: между мысом Ниля и мысом Гранта. Скорее всего, шли они по берегу.

На многие острова Земли Франца Иосифа можно попасть только по воздуху или на ледоколе. Фото: Владимир Мельник

На многие острова Земли Франца Иосифа можно попасть только по воздуху или на ледоколе. Фото: Владимир Мельник

Но иголку в стоге сена проще найти, чем людей, которые пропали более ста лет назад на необитаемых островах в Арктике. И тем не менее мы решили попробовать.

Надо сказать, что добраться в эти места практически невозможно. Ледокола у нас нет. С помощью авиации ФСБ нас забросили на Землю Александры. Затем вертолёты перевезли нас на Землю Георга, на мыс Ниль. Здесь была "точка расставания", где Альбанов последний раз видел пропавшую четвёрку.  

Как пройти?

Альбанову на каяке было проще — ты идёшь по воде, напрямую. А пешеходной группе сложнее, мало того, что береговая линия изрезана, на пути попадаются непроходимые препятствия. В 2011 году мы пытались пройти этот путь пешком. Наш отряд — это подготовленные люди из спецназа, альпинисты, спасатели с хорошим снаряжением, сытые и довольные. И не смогли там пройти. Просто физически невозможно преодолеть эти ледники. А что говорить о полуголодных, измотанных физически и психологически людях?

Члены экспедиции за работой. Фото: Владимир Мельник

Члены экспедиции за работой. Фото: Владимир Мельник

Погода там очень переменчивая. Мы были на Земле Франца-Иосифа в самое тёплое время года. Конец июля — начало августа — это как ноябрь — декабрь в Москве. То светит солнце, то вдруг начинается метель со скоростью ветра 20–30 м/с. Голубое небо — большая редкость. В лучшем случае на час блеснёт солнце. А чаще всего здесь плотные туманы при стопроцентной влажности.

Работу начали с прочёсывания мыса Ниль. Природа там девственная, поэтому любой след человека остаётся и его хорошо видно. Искали визуально и с помощью металлоискателя любой признак того, что здесь были люди. Пять суток поисков — и ничего, никаких следов.

Трещины-ловушки

И вот на шестой день я нахожу гильзы. Вышел из палатки и в 15 метрах с помощью металлоискателя нашёл две гильзы. Маркировка на гильзах "1910 " и тип патрона совпадает с тем, что описывал Альбанов в книге. Он оставил береговой группе в том числе норвежскую винтовку и патроны.

Наша цель — исследовать весь берег. Один ледник — мы назвали его "Домашний" — прошли спокойно. Трещины были небольшие, их можно было либо обойти, либо перепрыгнуть.

Трещины в леднике очень коварны.  Фото: Владимир Мельник

Трещины в леднике очень коварны. Фото: Владимир Мельник

А вот следующий ледник получил название "Смертельный". Он был непроходим. Скорее всего, он так же выглядел и в то время, когда здесь шли люди Альбанова. Сверху его обойти невозможно, единственный путь — по воде на каяках.

Когда наша команда прошла "Домашний" ледник и начала осматривать местность, между камнями нашли человеческие останки. Этот участок стал местом нашей работы на два летних сезона. Перебрали вручную, наверное, тысячу тонн камней. Там такой сыпучий склон. Всё движется, камни падают. Верхний слой сыпется сам, а нижний буквально впаян в лед. Перемешан с разными артефактами и костями. Это была физически сложная и опасная работа. 

Мы нашли останки только одного человека. Когда Альбанов ушёл, вторая группа пошла пешком. В какой-то момент люди остановились отдохнуть. В то время там был сплошной ледник. Пошли дальше, и вот следующий ледник, который выглядел вначале так же безобидно, но на деле оказался очень коварным. На ледниках есть два вида трещин: закрытые и открытые. Открытые неопасные, их видно и потому можно обойти. Думаю, что люди попали в ловушку из закрытых трещин. Их ширина может быть несколько метров, а глубина — десятки метров. При падении в такую трещину выбраться практически невозможно. 

Скорее всего, произошло следующее. Четыре человека шли через ледник вместе, связанные верёвкой между собой, как это делают альпинисты для взаимной страховки. Возможно, один из них не был привязан или успел перерезать веревку. В результате три человека улетели в ледовую трещину. Помочь было уже невозможно, и последний выживший вернулся обратно на то место, где они в последний раз отдыхали. А оттуда открывается вид а сторону мыса Гранта, и он ждал, что, возможно, Альбанов вернётся на каяке и заберёт его. Здесь этот четвёртый и нашёл свою смерть. Со временем его останки скатились вниз. Такова, повторюсь, одна из версий.

Интересный был момент. Я решил подняться на морену и снять сверху место работ. На снимке хорошо виден нож, который как будто только что положили. Удивительная находка! Морена, как и лёд, находится в постоянном движении. И нож могло  со временем просто вынести на поверхность.

Предметы, найденные в 2010 году, принадлежали членам группы Валериана Альбанова. Фото: Владимир Мельник

Предметы, найденные в 2010 году, принадлежали членам группы Валериана Альбанова. Фото: Владимир Мельник

Рядом с ножом в радиусе полтора-два метра обнаружили самодельные очки, о которых Альбанов даже написал в своей книге. Там есть эпизод, когда машинист обкусывал кусачками стекло из тёмных стеклянных бутылок и обвязывал тряпочками. Своего рода солнцезащитные очки. В Арктике колоссальная проблема — снежная слепота. Путешественники шли весной и летом, а это самое  жгучее время, когда солнце и белый снег могут спровоцировать снежную слепоту.

Я однажды сам испробовал на себе, что это такое, и, знаете, никому не пожелаю. Ощущение, будто выдавливают и выжигают глаза одновременно. Единственное спасение — тёмная повязка или тёмное помещение. Но у Альбанова и его соратников такой возможности не было. Нужно было постоянно идти и высматривать дорогу. Конечно, бутылочное стекло не позволяло обеспечивать идеальную видимость, но хоть как-то спасало от ослепления.

Скелет со свистком

Потом мы ещё нашли патроны такой же маркировки и калибра. Затем нашли поясной ремень. А дальше начались самые интересные и важные находки. Среди них — человеческий скелет без головы. Куда она делась — большая загадка. Помимо человеческих останков мы обнаружили часы и свисток. Видимо, они лежали у погибшего в нагрудном кармане. И ложку с инициалами "П.С." на ручке. Скорее всего, она принадлежала матросу Павлу Смиренникову, как и часы, — об этом написано у Альбанова.

Далее — кружка. У Альбанова опять же есть в книге про эту эмалированную кружку, в которой они жарили яйца. Это была единственная кружка. Нашли фрагмент вещмешка.

Как погиб человек? Скорее всего, от голода и холода. Либо его мог убить белый медведь. Мы нашли фрагменты одежды, как бы исполосованные когтями. Впрочем, медведь мог терзать и уже безжизненное тело…

Ещё мы обнаружили комок бумаги. Парадоксально, но в условиях Арктики бумага лучше сохраняется, когда просто лежит между камнями, а не упакована в металлические банки. 

Дневник, найденный вблизи мыса Ниль, принадлежал одному из участников экспедиции на шхуне

Дневник, найденный вблизи мыса Ниль, принадлежал одному из участников экспедиции на шхуне "Святой Анна". Фото: Владимир Мельник

Самая ценная находка была обнаружена, когда я лазил по склону и между камней увидел что-то жёлто-белое. Оказалось, тетрадь, целый дневник. Хорошо видны буквы, текст читается. В лаборатории всё было расшифровано.

Как вообще появились дневники? Ерминия Жданко за свои деньги купила толстые клеенчатые тетради, раздала всем матросам и заставила их писать дневники. В найденном дневнике в основном информация за 1913 год, когда все были ещё на корабле. Те фрагменты, которые были найдены в дневнике, подтверждают, что его писали на борту "Св. Анны", и многие моменты совпадают с тем, что описывал штурман Альбанов в своей книге. Поиски продолжаются и сейчас. Мы нашли то, что было связано с людьми, пропавшими году без вести между мысом Ниль и мысом Гранта в 1914. 

Владимир Мельник. Фото из личного архива

Владимир Мельник. Фото из личного архива

Поиски продолжаются и сейчас. Мы нашли то, что было связано с четырьмя людьми, пропавшими в 1914 году без вести.

2010 год был идеальным для экспедиции. Если бы она состоялась в 2009-м, когда было очень много снега, скорее всего, мы ничего не нашли бы. В 2011 году все листки разорвало бы ветром, остальное разбило бы о камни. Нам повезло. Невольно вспомнишь, сколько у Альбанова было мистических, чудесных моментов…

Где "Св. Анна?"

А вот судьба судна "Св. Анна" пока остаётся загадкой. Очевидно, Брусилов и его команда ждали, когда их вынесет на открытую воду. Но, скорее всего, этого не случилось. Продолжался сильный дрейф на север.

Гибель "Св. Анны" могла произойти по двум причинам: сдавливание льдами или пожар. Уголь и керосин там давно уже закончились. Экипаж вынужден был использовать деревянные конструкции корабля для топлива, что несомненно снижало его прочность.

Возможно, шхуну отнесло к островам Рудольфа и группе островов Белая Земля, и некоторые члены команды могли добраться до берега. Страх остаться на третью зимовку был, конечно, огромный. И сейчас мы пытаемся обследовать острова в северо-восточном секторе архипелага Земля Франца-Иосифа.

Есть и необычные версии трагедии. Вспомним, что в 1914 году началась Первая мировая война. Никто на "Св. Анне" об этом не знал. Если представить, что летом 1915 года шхуну вынесло в северную часть Антантики, то там она могла стать жертвой германских подводные лодок. Впрочем, эта версия ничем не подтверждается.

Возможно, новая экспедиция прольёт свет на судьбу шхуны

Возможно, новая экспедиция прольёт свет на судьбу шхуны "Св. Анна". Фото: Владимир Мельник

Остаётся ещё одна загадочная история. В 1926 году швейцарец Рене Гузи издает книгу на французском языке "...le Nord est pire!".  В 1928 году эта книга была переведена на русский язык под названием "В полярных льдах". В ней от лица участницы Ивонны Шарпантье описывается полярная экспедиция по сюжету очень  похожая на экспедицию Брусилова, хотя название судна и имена участников другие. Весьма интересно то, что в книге освещаются события, имевшие место уже после ухода штурмана.

В экспедиции 2021 года с нами было два филолога. По вечерам в кают-кампании мы переводили и обсуждали эту книгу. Выяснилось, что она сильно отличается от текста, изданного в 1928 году. Роман состоит из двух частей. Первая часть — бульварная литература в жанре женского журнала. А вот вторая часть — абсолютно другая.

Имя девушки — Наташа Сидорова, а имена членов команды полностью совпадают с именами участников экспедиции Брусилова. Во второй части подробно описывается, как умирали люди, оставшиеся на борту "Св. Анны", много бытовых деталей, подробные описания корабля и нюансов, которые сложно просто так выдумать. Заканчивается тем, что девушка перед смертью запаковывает все дневники, укладывает их в кожаную сумку и выбрасывает на лёд. В предисловии говорится о том, что якобы позже эту сумку находит капитан норвежского китобойного судна. И в конце концов дневник попадает в руки Гузи, человека, который всю жизнь занимался Африкой и никогда — Арктикой. Сумка, кстати, была найдена в северо-восточной части Шпицбергена, что вполне укладывается в возможный маршрут дрейфа "Св. Анны".

Не исключено, что исследование этих мест станет следующим этапом нашей экспедиции…

Узнать о новых лекциях, которые проводит Русское географическое общество в Москве и Санкт-Петербурге, можно здесь. Анонсы публикуются на главной странице сайта РГО и на наших страницах в соцсетях. Вы можете также посмотреть видео прошедших выступлений гостей лектория.

 

Записала Татьяна Петренко

Материалы по теме
Все
Статьи и репортажи
Лектории
Видеогалерея
Новости
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
08 декабря 2023
6.12.23. Ю. Пепина и др. Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
16 ноября 2022
На фоне северного сияния: как Николай Юргенс открыл полярную станцию
Подробнее
01 ноября 2022
От Антарктиды до Аляски: две кругосветки художника Павла Михайлова
Подробнее
26 октября 2022
Крепкий орешек "Фрам": как Фритьофу Нансену удалось обхитрить арктические льды
Подробнее
24 октября 2022
Два года в объятиях Арктики: 85 лет назад начался легендарный дрейф парохода "Георгий Седов"
Подробнее
Показать еще Загрузка