В последние годы многократно возрос интерес к истории Чайного пути, как с позиции туристической дестинации, так и транспортной логистики. С самого появления Чайного пути кяхтинскими купцами изыскивались более удобные и короткие дороги от Китая до Москвы и Санкт-Петербурга, а также важнейших ярмарок - Нижегородской и Ирбитской. Водный путь до Иркутска по извилистой реке Селенге в зимнее время был крайне длительным и издавна пользовались для следования к Иркутску трактом по Джиде, через Нарынский станок, вершины рек Темника и Снежной, хребет Хамар-Дабан, и выходил к станции Култук. Путь этот от села Копчеранка выполнялся вьючно. Позднее от р. Снежной к Байкалу найдено новое направление через Нукэн-Дабан, выходившее к железнодорожной станции Мурино. Этот путь был устроен усть-кяхтинским купцом Игумновым и носил название Игумновского (начат в 1835 г., закончен в 1839 г) тракта. Так же, как и по тракту к Култуку, этим трактом грузы перевозились вьючным способом на верховых лошадях и только в зимнее время. И по тому и другому из указанных путей нужно переваливать через хребет Хамар-Дабан в наиболее неприступной его части. Начиная со второй половины XIX в. проводились исследования по поиску более коротких и удобных путей. Так, обследование пути к Байкалу от Селенгинска в июле 1881 г произвел есаул Ефимий Семенович Путилов, в сентябре по этому же направлению прошел сотник Игумнов. Кяхтинское купечество было крайне заинтересовано в пути к Байкалу с наиболее легкими перевалами и по возможности доступного для колесного движения. В 1884 г. проведен путь, который назван Удунгинским трактом. Описание тракта также дано у академика В.А. Обручева в книге «Мои путешествия по Сибири», а визуализация дороги представлена в фотоальбоме Н.А. Чарушина «Виды Забайкалья и Иркутска», а также составлена подробная карта-схема проектировавшейся в 1907 г. железной дороги.
Во время исследования взяты спилы для реконструкции климата и лесных пожаров. Во время экспедиции произведен сбор материалов для статей и разработки одноименного туристического маршрута.
В окрестностях села Усть-Урма зафиксированы и отсняты окопы красноармейцев времен Гражданской войны. Летом 1921 г. здесь проходили бои с отрядами барона Унгерна. Окопы за 99 лет осыпались, поросли соснами, но все равно четко различимы на местности.
В долине реки Удунга обнаружены остатки сохранившегося основания моста, с него взяты спилы древесины для реконструкции климата и уточнения возраста моста.
Кроме того, произведено сравнение фотографий Чарушина с современными фотоснимками. За 124 года и вследствие действия силы Кориолиса правый берег Темника сильно сместился и отснять именно с того же ракурса утес не удалось, сейчас там русло реки. Но в целом видно, что за 124 года перед утесом выросла березовая роща и, кроме того, изменились очертания утеса, т.к. в советский период здесь добывали камень на укрепление дороги (которая размывалась Темником).
Участники экспедиции благодарят проводника – потомственного казака и краеведа из села Селендума Лазарева Михаила Васильевича за помощь в поисковой и исследовательской деятельности.