Почему арктические архипелаги — настоящая кладовая научных открытий

Почему арктические архипелаги — настоящая кладовая научных открытий Почему арктические архипелаги — настоящая кладовая научных открытий

Экспедиция Северного флота и РГО на острова арктических архипелагов каждый день приносит новые открытия. Где находится эпицентр древнего землетрясения? Что ели защитники арктических батарей в годы Великой Отечественной войны? И зачем белые медведи переплывают море, лишь бы подойти ближе к людям? Обо всём этом рассказал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов.

— Леонид, в предыдущей нашей беседе вы рассказали, что продолжите работы в районе полуострова Михайлова. Что-то удалось найти по экспедиции Владимира Русанова?

— Повторная высадка новых находок не дала. Несколько дней недалеко от мыса Михайлова мы искали гидрографическое судно "Норд", затонувшее в 1944 году после атаки с немецкой подводной лодки, которая затем обстреляла полярную станцию. Но его обнаружить сложно, поскольку гидрографическое судно загорелось, не успев подать сигнала об атаке. Квадрат, где оно предположительно затонуло, мы исследовали с помощью эхолокаторов и другой специальной техники. В одном месте даже нашли подводную аномалию похожих параметров. Но потом мы выяснили, что это всего лишь кусок скалы.

— Последний раз мы общались почти неделю назад. Где за это время побывал ваш экспедиционный отряд?

— Несмотря на то что погода вроде тёплая, нетипичная для Арктики — на море штиль, +5–10 градусов, но очень сильный туман, поэтому многие наши высадки затруднены. Мы иногда по полдня ждём, чтобы начать исследования. И всё-таки последние четыре дня были очень насыщенными.

В конце прошлой недели мы исследовали мыс Вильде. Это знаковое место, где зимой 1914-1915 годов встретились сразу несколько полярных экспедиций. Часть экипажей с ледокольных пароходов "Вайгач" и "Таймыр", экспедиция Отто Свердрупа на судне "Эклипс" по поиску пропавшей экспедиции Георгия Брусилова, а также отряд известного путешественника Бегичева.

Вся эта большая сложная операция проходила в районе мыса Вильда.

Мы осмотрели памятные знаки, установленные экспедицией, могилы нескольких человек, которые не смогли пережить эту зиму, провели исследования. Так, мы обнаружили могилу кочегара одного из ледоколов. Позднее рядом с ней выросло небольшое кладбище. Там хоронили людей из близлежащего посёлка при воинской части.

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

— Одна из задач экспедиции — поисковая: осмотр батарей, которые остались со времён Великой Отечественной войны. Как отряд с ней справляется?

— Мы поработали на островах Нансена и Правды. На первом располагалась батарея 265, на втором — полярная станция. На батарее 265 мы сделали ряд любопытных находок, наша лодка оказалась буквально вся загружена свидетельствами пребывания советских солдат, которые строили батарею, а затем находились на дежурстве летом 1944 года, когда к этой батарее подошли немецкие подводные лодки.

В окрестностях батареи 265, в тундре, сохранились землянки. Но повоевать солдатам с этих батарей не пришлось, поскольку в 1944 году немцы опасались ответных ударов и никаких крупных операций в этом районе не проводили. Мы следовали историческим документам, в которых приводятся цитаты из немецких журналов подводных лодок. В них рассказано подробно, как немцы издалека наблюдают за строительством артбатареи. Они не стали её атаковать, а отошли в сторону. Видимо, опасаясь ударов наших орудий.

Вместо этого немцы обстреляли полярную станцию на острове Правды. Сейчас эта полярная станция оставлена людьми. Мы нашли журналы, различные свидетельства пребывания там людей вплоть до лета 1992 года, когда произошёл распад Советского Союза.

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

— Вы уже побывали на острове, где несколько десятилетий назад обнаружили столб с высеченным словом "Геркулес"?

— Это произошло как раз после работы на батарее. Из-за этого столба остров получил своё название — Геркулес. И по этой же причине долгие годы отсюда все экспедиции берут начало своего пути по поиску шхуны Русанова. Столб был обнаружен на этом безлюдном каменистом острове в 1934 году. Во время топографических и гидрографических работ бот "Сталинец" СибГУ под руководством гидрографа Лютостанского обнаружил новый, ещё не нанесённый на карту остров. На него высадили топографа Гусева, который провёл топосъёмку вновь открытой части суши и на возвышенности нашёл столб с очень аккуратно вырезанной надписью "Геркулес 1913". Столб сделан из плавника, затёсан на месте надписи, высотой 2–2,5 м над кучей камней, обложенной вокруг его основания высотой 1 м. Около него обнаружили сломанные старые нарты и цинковую крышку от патронного ящика. До сих пор тайна не раскрыта, зачем участники экипажа Владимира Русанова установили этот столб? Почему не оставили никаких записок? Как здесь оказались и куда они пошли дальше?

Я очень надеюсь, что дальнейшие исследования всё-таки дадут ответы на эти вопросы. Сейчас мы отправимся на Северную Землю. Часть исследователей уверены, что шхуна "Геркулес" находится именно там.

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

— Я правильно поняла: вы сейчас закончили работать у берегов Таймыра и двигаетесь к Северной Земле?

— Не совсем так. У нас ещё есть несколько точек, которые мы должны осмотреть. Ничем не хочется жертвовать, поскольку каждая из них может поведать много нового. Например, сегодня во время осмотра гурия на самой высокой точке на острове Норденшельда мы обнаружили записку от исследователей отряда "Комсомольской правды", которые проходили здесь в 1980 году. Они тоже искали шхуну "Геркулес", с их надписями мы сталкивались в других местах, связанных с экспедицией Русанова. Мы забрали эту записку, поскольку она находится в очень плохом состоянии. Привезём её в музей. А на её место положили свою, с рассказом о нашей экспедиции.

Нам немного помешал голодный медведь, который пытался преследовать наш отряд. Поэтому мы уже на корабле. Вторая наша научная группа на подходе.

— Это те самые геофизики, которые исследуют арктическую геологию?

— Именно так. Сегодня они нашли один из крупных эпицентров древних арктических землетрясений на острове Наблюдений. Они закончили восьмичасовую работу, сделали все необходимые исследования и готовятся писать отчёты. Члены научной группы уверены, что сделали ещё одно важное сейсмологическое открытие.

— Здорово! Будем ждать официальных бумаг. А как происходит взаимодействие с местными жителями — белыми медведями, оленями и особенно моржихами?

— Пока никаких конфликтных ситуаций. Мы встречали пять или шесть медведей. Они здесь довольно упитанные, но любопытные: всякий раз пытаются подойти к нам поближе, едва учуют человеческий запах. Традиционно для того, чтобы их отшугнуть, мы используем квадрокоптеры. Медведи не понимают, что это такое, и уходят. Сегодня мы видели медведицу с двумя медвежатами и двух крупных медведей, один из которых приплыл к нам аж с соседнего острова, чтобы узнать, что же такое интересное и необычное происходит?

Фото: Леонид Круглов

Фото: Леонид Круглов

Мы не стали дожидаться нашей встречи. А вот моржихи в этом году пока мирные. Вместо них мы встретили очень много нерп, морских зайцев, тюленей, ластоногих меньших размеров. Ими и кормятся местные медведи. Лето коротко, живность в Арктике повсюду. Сейчас сбиваются в стаи птицы. Мы, например, видим большие стаи серых гусей, которые готовятся к осенней миграции.

— Как вы можете объяснить тот факт, что каждая экспедиция Северного флота и РГО приносит множество интересных открытий?

— Архипелаги Русской Арктики имеют давнюю историю освоения и какие-то сто лет изучения. При этом учёные исследуют только самую доступную часть, куда можно без проблем добраться. Каждый из учёных, попавших в экспедицию Северного флота и РГО, имеет все шансы совершить научное открытие в своей области — истории, биологии, сейсмологии или ботаники.

Русские арктические архипелаги — настоящая кладовая научных открытий. И я рад, что наша нынешняя экспедиция только на середине пути. Кто знает, какие удивительные вещи нам ещё предстоит открыть?

31 августа 2020

Беседовала Наталья Мозилова