Под Истрой обнаружили советский самолёт

Под Истрой обнаружили советский самолёт Под Истрой обнаружили советский самолёт

В русле реки Истры, неподалеку от Ново-Иерусалимского монастыря, близ посёлка Северный, в июле прошлого года поисковиком РГО были найдены части самолёта, о месте падения которого ему рассказал местный житель. Рекогносцировка подтвердила наличие крупных деталей, и целая команда специалистов отправилась на место, где они постараются размыть дно и поднять из воды исторические артефакты.

Обнаруженный советский многоцелевой военный полутораплан Р-5 предположительно был сбит во время битвы за Москву в 1941 году. Найденные фрагменты позволяют судить о частичной сохранности самолёта. Несмотря на то что в тридцатые годы было выпущено более шести с половиной тысяч самолётов этого типа, на сегодняшний день в России сохранился всего один экземпляр, в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино, что делает находку ещё более ценной.

Со дна было поднято много крупных фрагментов самолета. Фото предоставлено компанией

Со дна было поднято много крупных фрагментов самолета. Фото предоставлено компанией "Скайфёст"

— Хорошая сохранность частей боевой машины в русле реки, в пригороде районного центра не удивляет, если обратиться к событиям ноября 1941 года, комментирует обнаружение места падения Алексей Никулин, генеральный директор кинокомпании "Скайфёст", автор документального цикла "Русский след". С приближением немцев к рубежу Истринского водохранилища дамба была взорвана: потоки воды высотой до двух с половиной метров смывали наступавшие танки, здания и постройки в округе. Наступление немцев было задержано. Через несколько дней, в декабре, во время контрнаступления, плотина была взорвана ещё раз, на этот раз — немцами, чтобы затруднить продвижение советских войск. Тогда вода в пойме реки поднялась на шесть метров, смыв прилегающие поселения. Все, что попадало в воду, на десятилетия законсервировалось под слоями песка и камня, в том числе и найденный самолёт. 

Эксперты РГО совместно со специалистами Экспедиционного центра Министерства обороны Российской Федерации, при участии предприятия подводно-технических работ "Пётр" и кинокомпании "Скайфёст" занялись размытием речного дна и водолазным обследованием частей самолёта. 

К найденным во время рекогносцировочного выезда фрагменту шасси с покрышкой и крыльевым тягам уже добавились другие части самолёта: второе шасси, обломки фюзеляжа, обшивки, радиатор системы охлаждения. 

Часть сохранившегося шасси самолёта. Фото предоставлено компанией

Часть сохранившегося шасси самолёта. Фото предоставлено компанией "Скайфёст"

— Самолёт сильно замыло песком и занесло камнями, — рассказывает Алексей Никулин. — Большая часть найденных деталей в хорошем состоянии, целые фрагменты обшивки и шасси. Однако двигатель полностью разбит на множество мелких фрагментов, из чего мы можем сделать вывод, что самолёт всё-таки был сбит и упал в русло реки. 

Разработанный ОКБ Поликарпова ещё в 1928 году Р-5 применялся на фронте до 1944 года, как правило, в качестве разведчика и ночного бомбардировщика. Машины этого типа доставляли немало неприятностей противнику: из-за своеобразного шума двигателя немцы называли их "кофемюлле" "кофемолка". 

— Р-5 — это одномоторный фанерный самолёт-этажерка — минимум металла и много дерева, — комментирует Алексей Никулин. По типу это полутораплан — то есть его нижние крылья короче верхних. Сбитый Р-5 обычно представляет собой скопление мелких деталей. В этом смысле нам повезло — несмотря на конструктивные особенности, части конкретно этой машины неплохо сохранились.

По опознавательным знакам, очищенным от песка, удалось подтвердить историю самолёта. Фото предоставлено компанией

По опознавательным знакам, очищенным от песка, удалось подтвердить историю самолёта. Фото предоставлено компанией "Скайфёст"

Одномоторный самолёт был рассчитан на экипаж из двух человек, мог развивать скорость до 244 км/ч и преодолевать расстояния до 800 км. Все модификации были вооружены пулемётами, а лёгкие бомбардировщики брали на подвеску до 500 кг бомб. 

Работы по размытию речного дна и подъёму фрагментов самолёта ориентировочно будут завершены 27 мая. К этому времени специалисты надеются воссоздать полную картину происшествия, а также обнаружить детали других исторических артефактов.