Подведены итоги конкурса "Географы и путешественники Петербурга"

11 декабря 2020 года были подведены итоги VIII городского историко-краеведческого проекта учащихся «Географы и путешественники Петербурга». 175-летний юбилей РГО стал главной темой городского конкурса для школьников в 2020-2021 учебном году. Это совместный проект Санкт-Петербургского дворца творчества юных и Русского географического общества.

Несмотря на сложности дистанционного обучения, в 2020-2021 году приняли участие в проекте 181 участник, это лишь немного меньше чем в прошлом учебном году.

32 команды участвовал в командном зачёте. Правда на этот раз команды под руководством педагогов выполняли задания не в пространстве города или музея, а совершили путешествие дистанционно. Участники знакомились с информационными электронными ресурсами Русского географического общества: геопорталом, где собраны уникальные картографические ресурсы, электронной библиотекой, виртуальными выставками, лекторием.

Каждый из электронных ресурсов РГО приоткрыл завесу тайны для ребят. Для участников были подготовлены вопросы разной сложности. Например: найти на виртуальной выставке фото и узнать по информационной табличке, кто изображен; отыскать в электронной библиотеке художественное произведение, написанное по результатам этой экспедиции и выписать дарственную надпись, найдя книгу в электронной библиотеке. Настоящий квест! Или на старой карте XVIII века определить место и, соотнеся его с современными картами, ответить на вопрос – что располагалось в этом месте в XVIII веке и что располагается в настоящее время. Обязательное условие – поиск дополнительной информации.

Участники проекта также познакомились с конкурсами, которые проводит РГО: «Герои чистоты. Конкурс по уборке в местах пикников» (для учащихся 5-7 классов) и «Географический диктант» (для учащихся 8-11 классов). Многие поделились своими впечатлениями. Например, отзыв от участницы команды «Хогвардс 234» Элины Ивишовой, учащейся 9 класса школы № 233 Красногвардейского района: «В этом году я первый раз участвовала в написании Географического диктанта. Вопросы в диктанте сложные, но интересные. …Географический диктант — это также очень полезный опыт, небольшая работа, выполняя которую ты можешь проверить свои знания, расширить кругозор о своей стране, узнать что-то новое и интересное о Российской Федерации».

Научно-исследовательская работа – обязательное условие индивидуального зачета. Каждый член команды написал небольшое эссе на заданную тему. Темы эссе были разные: для ребят старшей возрастной группы (учащиеся 8-11 класса): «РГО ближе, чем мы думали», а младшие (учащиеся 5-7 класса) рассуждали на тему «Будет ли существовать Русское географическое общество через сто лет и чем будет заниматься».  Написание эссе не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Но ребята справились и порадовали нас своими размышлениями и идеями.

Вот некоторые из них: «РГО будет привлекать к изучению родной земли людей интересующихся, потому что никуда не денется любопытство человеческое… Хочу, чтобы РГО принимало участие в составлении школьных учебников…» (Степан Муравьёв, участник команды «Паруса Крузенштерна» школа № 533 Красногвардейского района). «Развитие в космических технологиях» – многие ребята считают, что именно в этом направлении будет развиваться РГО. «РГО будет пользоваться любыми технологиями, но с одной целью, которая была всегда: исследовать мир…» (Касаткин Михаил, участник команды «Грифоны» лицей № 366 «Физико-математический лицей» Московского района).

А наши старшие ребята выражали свои мысли очень возвышенно: «РГО напоминает о том, в какой великой и поистине уникальной стране мы живём…» (Орловская Ксения, участница команды «Зефир» школа № 1 Московского района).

 39 участников проекта стали победителями и призёрами в индивидуальном зачете в 2020-2021 году. Всех их жду заслуженные награды от РГО.

Тема исследования в юбилейном 2020 году – 175-летие Русского географического общества. И многие известные и не очень известные широкому кругу имена географов стали источником вдохновения для юных исследователей. Работы участников рецензировали сотрудники РГО, а 9 декабря 2020 года в дистанционном формате прошла защита исследований. Это непростое испытание, поэтому для подготовки юным краеведов было предложено принять в серии мастер-классов совместно со специалистами Русского географического общества. Запомнился участникам проекта мастер-класс, который прошел 26 ноября 2020 года в 17:00 на платформе Zoom. Его провела для всех участников проекта директор Департамента Исполнительной дирекции РГО (Штаб-квартира в Петербурге) Жанетта Карелина. Он был посвящен вопросам, связанным с презентацией и защитой исследовательских ученических работ.

В этом году ученические работы, представленные на конкурс, отличались яркостью и профессионализмом юных исследователей. По результатам защиты исследовательских работ:

III место Густов Михаил, учащийся 10 класса средней школы № 106 Приморского района, краеведческий клуб «Гардарика». Тема: «Евгений Сергеевич Короткевич. Первопроходец. Ученый». Руководитель: Кругликов Валерий Вячеславович, Кириченко Даниил, учащийся 10 класса средней школы № 376 Московского района. Тема: «Три кругосветных путешествия Отто Коцебу». Руководитель: Якутина Ирина Борисовна.

II место Александров Иван, учащийся 7 класса средней школы № 181 Центрального района, сектор краеведения ГБНОУ СПБ ГДТЮ» Тема: «Полярный гидрограф Всеволод Иванович Воробьёв и его вклад в освоение Северного морского пути». Руководители: Ладыгина Зоя Владимировна, Смирнова Татьяна Геннадьевна.

I место Илларионова Анастасия, учащаяся 9 класса гимназии 293 Красносельского района, клуб «Петрополь» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ». Тема: «Звездный путь к Сердцу России» (жизнь и деятельность астронома и геодезиста Ф.Ф. Витрама). Руководитель: Стальмак Елена Павловна; Ситников Даниил, клуб «Петрополь», ГБОУ СШ №376 Московского района, 11 класс. Тема: «Анатолий Николаевич Рябинин (1874 – 1942): жизненный путь ученого-революционера-поэта». Руководитель: Стальмак Елена Павловна.

Работы, которые не заняли призовые места, также заслужили по мнению рецензентов и членов жюри внимания. Поэтому были введены специальные номинации.

В номинации «Самый юный исследователь» диплом получил Илья Давлятчин, учащийся 6 класса школы 260 Адмиралтейского района, за работу «Лариса Анатольевна Попугаева – первооткрыватель алмазов в России». Руководители: Миронова Инна Валерьевна, Газиева Валентина Константиновна. Дипломом «За яркое представление работы» был награжден Иван Пискарёв, учащийся 10 класса 233 школы Красногвардейского района, за работу «Японская коллекция цесаревича Николая Александровича в экспозициях Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого». Руководитель: Аллахвердова Бэла Сергеевна. Дипломом «За индивидуальный подход» наградили Сергея Терещенко, учащегося 9 класса школы №106 Приморского района. Руководитель: Зенкевич Татьяна Юрьевна.

Подведение итогов 11 декабря 2020 года также прошло дистанционно. Велась прямая трансляция на Youtubе-канале Лектория им. Ю.М. Шокальского и в официальной группе проекта «Географы и путешественники Петербурга». Сотрудники Русского географического общества участвовали в подведении итогов и поделились своими впечатлениями о конкурсе. В составе жюри VIII городского историко-краеведческого проекта учащихся «Географы и путешественники Петербурга» в этом году вошли директор департамента Исполнительской дирекции РГО Жанетта Карелина, руководитель Научного архива РГО Мария Матвеева, сотрудник Научного архива РГО Федор Микишатьев. Также свои слова юным исследователям адресовала и член жюри проекта учитель географии школы №638, методист Информационно-методического центра Пушкинского района Санкт-Петербурга Юлия Максимова.

В завершении юбилейного года Оргкомитет для всех участников проекта и тех, кто пока только планирует принять в нем участие объявил открытый конкурс «175 лет РГО»: в течение 10 дней участники будут отвечать на вопросы, которые публикуются в официальной группе проекта и лучший получит красочный календарь от Русского го географического общества «Самая красивая страна».

Итоговые протоколы VIII городского историко-краеведческого проекта учащихся «Географы и путешественники Петербурга» будут опубликованы на сайтах Санкт-Петербургского дворца творчества юных и Русского географического общества. Дополнительные материалы можно посмотреть также е в социальных сетях: в группе «Штаб-квартира РГО в Санкт-Петербурге» и группе проекта «Географы и путешественники Петербурга».

«География не сможет устареть ещё долгое время, а значит не сможет и РГО...» (Кристиан Линь, участник команды «Борей» ГБОУ СОШ № 1 Московского района)

Клишина Е.П.

Николаева Т.Г.