Подведены итоги реализации гранта РГО «Всероссийский чемпионат по географии среди школьников „Мое Отечество – Россияˮ»

В Мордовском университете подведены итоги реализации грантового проекта Всероссийский чемпионат по географии среди школьников „Мое Отечество – Россияˮ», реализованного при финансовой поддержке Русского географического общества. Выполнение работ по гранту осуществлялось при поддержке Отделения Русского географического общества в Республике Мордовия.

Цель чемпионата – выявление и развитие у обучающихся умений применять знания в области географии и смежных дисциплин для решения теоретических и практических задач разного профиля и уровня сложности.

 Выполнение работ по гранту было направлено на решение следующих задач:

  • содействие в улучшении качества географического образования и повышение интереса обучающихся, общественности, средств массовой информации к географическим наукам;
  • формирование общественной инициативы, направленной на всестороннее изучение природы, населения и хозяйства России, сохранение объектов природного и культурно-исторического наследия;
  • популяризация материального и духовного наследия, туристского потенциала регионов России среди жителей стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • развитие кругозора участников в области междисциплинарных знаний, находящихся на стыке географии, экологии, истории, культурологии, технических и других наук;
  • формирование у обучающихся интереса к изучению инновационных методов географических исследований, составляющих основу тенденций научно-технологического развития России и мира, развития цифровой экономики;
  • создание условий для содействия профессиональной ориентации обучающихся.

Реализация проекта основывалась на проработке следующих ключевых направлений.

I. Проектирование онлайн-платформы для проведения чемпионата, основанной на современных веб-технологиях и позволяющей участвовать в соревновании большому количеству участников из России и стран ближнего зарубежья. Опыт организации чемпионата и спроектированная платформа www.rgo.life позволят в будущем реализовывать аналогичные проекты под эгидой РГО, ежегодно расширяя географию и увеличивая количество участников.

II. Формирование научно-обоснованного банка заданий, позволяющего обеспечить развитие кругозора участников в области наук о Земле для решения нестандартных практико-ориентированных задач по мониторингу состояния окружающей среды, прогнозированию развития неблагоприятных экологических процессов, охране природного и культурного наследия, планированию туристско-рекреационной деятельности. Созданный банк заданий включает несколько сотен вопросов различного уровня сложности, что обеспечило их минимальное совпадение среди вариантов, предложенных участникам в разных регионах. Задания сопровождены качественным иллюстративным материалом.

Тематические блоки «Традиционные методы географических исследований» и «Инновационные методы географических исследований» являются во многом ключевыми для достижения цели и задач чемпионата. В основе проектирования заданий данной тематики – учет отечественных и мировых тенденций применения комплекса традиционных методов (общенаучные, картографический, геохимический, геофизический и др.), а также алгоритмов анализа данных дистанционного зондирования Земли, в том числе дешифрирования космических снимков, геоинформационных технологий для целей оптимизации процессов обработки разносторонней информации о природно-социально-производственных системах.

III. Привлечение большого количества участников из России и зарубежных стран с целью популяризации географии среди молодежи, профессиональной ориентации обучающихся, формирования навыков применения географических знаний для решения нестандартных задач. Продвижение информации проведено по следующим каналам: рассылка официальных писем по образовательным организациям России и зарубежных стран, размещение информации на сайте РГО, сайтах образовательных организаций, создание и развитие групп в крупнейших социальных сетях (Вконтакте, Instagram, Facebook), анонсирование в региональных СМИ (на телевидении, в печатных и интернет-изданиях) и др.

Результаты чемпионата. В чемпионате подсчет результатов и награждение осуществлялись по трем зачетам: 1) учащиеся 1–9-х классов общеобразовательных организаций (зачет № 1); 2) учащиеся 10–11-х классов общеобразовательных организаций (зачет № 2); 3) студенты профессиональных образовательных организаций (зачет № 3).

В мероприятии приняли участие 4 483 человека из России, Белоруссии, Туркменистана, Казахстана и Турции. Среди 65 субъектов России наиболее активными оказались обучающиеся из Мордовии (1 473 участника), Рязанской области (617 участников), Новосибирской и Ростовской областей (по 251 участнику), Татарстана (231 участник) (рисунок 1). Наибольшая часть участников (76,6 %) выступала в зачете № 1.

Возглавляют рейтинг регионов по среднему баллу участников Тульская область (84,5), Владимирская область (63,0), Челябинская область (61,0), Кировская область (60,5) и Ленинградская область (60,0).

В разрезе зачетов предсказуемо наивысший средний балл набрали представители зачета № 2 (46,6), далее – участники, выступавшие в зачете       № 3 (41,9) и № 1 (41,5).

Опыт проведения чемпионата изложен организаторами на страницах научных журналов, сборников международных конференций и электронного образовательного ресурса – комплексного методического пособия для членов педагогического сообщества, целью которого является публикация содержания этапов проведения и опорных пунктов организационно-методического обеспечения мероприятия, рекомендуемого перечня заданий для подготовки участников к будущим чемпионатам.

Организаторы чемпионата «Мое Отечество – Россия» убеждены, что эффективность современной системы географического образования исходит ориентации на непрерывное формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, практико-ориентированных цифровых компетенций, востребованных в вопросах оптимизации взаимодействия природных, социальных и производственных систем, минимизации деструктивных процессов, сохранения природного и культурного наследия. В данном контексте опыт команды проекта показал, что одним из перспективных направлений работы является проведение чемпионатов, способствующих формированию знаний и выработке у обучающихся наиболее востребованных цифровых компетенций и навыков работы с геоданными. Организационно-методические подходы, реализованные при их проведении, позволят сохранить свою нишу в системе существующих научно-образовательных олимпиад и конкурсов по географии.