Подводные исследователи раскрыли тайну 115-летней давности о гибели парохода De Ruyter

Подводные исследователи раскрыли тайну 115-летней давности о гибели парохода De Ruyter Подводные исследователи раскрыли тайну 115-летней давности о гибели парохода De Ruyter

Голландский пароход De Ruyter, погибший в августе 1906 года с грузом овса и пиломатериалов на пути из Санкт-Петербурга в Роттердам, был обнаружен и идентифицирован участниками совместной подводно-поисковой экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте" Разведывательно-водолазной команды при поддержке Русского географического общества и морской инженерной компании "Фертоинг". Работы проводились в рамках долгосрочного проекта "Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда" при поддержке Фонда президентских грантов и ПАО "Транснефть".

Пароход был построен в 1889 году на верфи в Белфасте и первоначально носил название William C. Mitchell.

Сначала главным источником идентификации стал именной колокол судна, однако и он не гарантировал окончательный результат, — сообщил руководитель экспедиции Константин Богданов. — Финальную точку поставили, когда при создании фотограмметрической модели судна засняли на корме название, написанное накладными латунными буквами. 

Участникам экспедиции удалось не только опознать судно, но и сделать предположение, что голландский капитан дал не совсем верные показания о причинах его гибели, чтобы получить страховку за груз. 

Интересно, что в регистр Ллойда он был внесён только спустя три года после постройки, что изначально затрудняло его поиск в документах, — рассказывает участник экспедиции историк Михаил Иванов. — Поэтому изначально мы считали, что это судно "Аусма", погибшее в Таллинском прорыве, ведь найденный объект полностью соответствовал размерами и строением "Аусме", а колокол с De Ruyter на нём мог быть заменён по каким-либо причинам, будучи приобретённым на аукционе, как это часто бывало.

Однако новое погружение в мае 2022 года при штилевой погоде и хорошей видимости на объекте расставило всё по своим местам.

Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

В 1897 году пароход Wm C. Mitchell был продан голландской компании и получил имя прославленного голландского адмирала — De Ruyter. В августе 1906 года он вышел из Санкт-Петербурга в Роттердам с грузом овса и пиломатериалов. По информации капитана, которую он дал после кораблекрушения в страховую компанию, судно погибло 12 августа недалеко от Хельсинки от столкновения с затонувшим объектом. Упоминание Хельсинки и дало экспедиционной команде основание предположить, что колокол мог быть поднят с мелководья и продан вместе с другими элементами корабля на судоподъёмном аукционе другим судовладельцам. Вероятно, по итогам расследования судовладелец De Ruyter получил причитающуюся страховую сумму, и про судно забыли. 

Однако российская экспедиция обнаружила корпус в водах России, недалеко от острова Родшер. От Хельсинки это примерно полдня пути. В трюмах было обнаружено то самое зерно, груз овса, указанный в документах, на палубе — остатки штабелей досок. На корме оператор команды игумен Иннокентий (Ольховой) снял название, написанное накладными латунными буквами, — De Ruyter.

Вероятнее всего, пароход вследствие навигационной ошибки мог налететь на банку недалеко от острова Родшер и затонуть. Однако нельзя было исключать и возможность значительного дрейфа брошенного экипажем судна, которое держалось на плаву за счёт плавучести своего груза. Пробоину пароход получил в носовой части. При погружении под воду корпус судна вошёл носом в грунт и надломился. Судя по отсутствию шлюпок и опущенным шлюпбалкам, затонул он не быстро и вся команда успела спастись. 

Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Ситуацию несколько прояснили материалы гидрографической службы Российской империи за 1906 год, где было указано, что пароход затонул к западу от острова Родшер. Однако капитан дал показания, в которых значилось столкновение с затонувшим ранее судном.

Пока аппаратура команды "Фертоинг" и Разведывательно-водолазной команды не обнаружила в районе гибели парохода De Ruyter каких-либо следов более ранних кораблекрушений, хотя были отмечены несколько банок, которые вполне могли стать причиной его гибели вследствие навигационной ошибки. Исследования продолжаются. Российские поисковики планируют создать 3D-модель парохода и представить её на сайте Разведывательно-водолазной команды. Как сообщил Константин Богданов, начались переговоры о создании документального фильма по истории корабля и подробностях его гибели. 

В настоящее время команда "Фертоинга" возвращается в район для возобновления поиска судна "Аусма", погибшего в Таллинском прорыве 29 августа 1941 года.

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
05 марта 2024
Историю легендарного лыжного батальона рассказали на встрече в московской Штаб-квартире РГО
15-летние поиски стали настоящим историческим расследованием
Подробнее
29 июля 2023
Посторонним вход запрещён: что будут искать дайверы в Финском заливе
Стартовала экспедиция РГО "Голоса погибших кораблей"
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
18 июля 2023
Голоса погибших кораблей
Подробнее
09 мая 2023
Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду
Подробнее
20 февраля 2023
Экспедиция РГО вывезла с Камчатки фрагменты трёх американских самолётов
Подробнее
18 января 2023
Поиск затонувших кораблей в Арктике: итоги второго сезона экспедиции "Помни войну"
Подробнее
17 ноября 2022
В Красноярске возложили цветы к братской могиле лётчиков-героев
Акция краевого отделения РГО посвящена юбилею трассы Алсиб
Подробнее
Показать еще Загрузка