С 23 по 27 октября в Москве проходила XII Международная научно-практическая конференция "Морские исследования и образование (MARESEDU) – 2023". За пять дней работы на конференции было представлено более 500 докладов по основным направлениям программы, организованы круглые столы и экскурсии, показаны научно-популярные фильмы, выставка оборудования, фотовыставка.
В четвертый раз принял участие с докладом на столь высоком научном форуме от Тульского областного отделения Русского географического общества его председатель Олег Золотарёв.
На прошлых конференциях выступления Олега Золотарёва были посвящены таким темам, как создание морского музея в Туле, обнаружение затонувшей в Оке барки XX века и исследование в Эгейском море места крушения корабля "Святослав" XVIII в. (последний доклад – в соавторстве с С.М. Фазлуллиным).
В силу известных обстоятельств два предыдущих года выступления проходили удаленно. На этот раз участие в конференции вновь получилось очным и конечно же личная встреча с единомышленниками в Институте океанологии им П.П. Ширшова была намного памятнее и эмоциональнее любого онлайна.
В сравнении с секциями океанологии, морской биологии, геологии и других основополагающих дисциплин направление "Подводное наследие и водолазные работы" было представлено значительно меньшим числом участников, поэтому с докладами уложились в один день.
Председатель Тульского отделения Общества осветил в своём выступлении ранее не поднимавшуюся тему "Фрегат Первый: поиск возможного места крушения".
В составе Черноморского флота Российской империи фрегат "Первый" принимал участие в крейсерских операциях и морских сражениях русско-турецкой войны 1768—1774 годов. После подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора он был переоборудован в торговое судно. В 1775 году с дипломатической миссией князя Н.В. Репнина "Первый" совершил плавание в Константинополь. По пути из Босфора в Таганрог 30 ноября 1775 года фрегат попал в сильный шторм и получил серьезные повреждения: треснула грот-мачта, переломило фок- и бизань-реи, изорвало штормовые паруса. Ветром он был отнесен к Суджук-кале, где наскочил на каменистую мель. Команда успела сбросить в воду пушки и часть груза, но сняться с камней не удалось и корабль в короткое время был разбит волнами. Во время крушения люди пытались спастись вплавь, при этом командир фрегата капитан 2 ранга Ф.С. Федоров и 57 человек команды погибли.
На основании архивных документов Олег Золотарёв рассчитал возможное место крушения фрегата и организовал четыре экспедиции по его поиску. Косвенные данные позволяют предположить, что место крушения тульскими дайверами было локализовано верно. Однако, учитывая рельеф дна бухты в данном месте, после разлома корабля его остатки не остались на рифе, а были снесены ближе к берегу. По мнению исследователя дальнейшие поиски необходимо проводить с применением магнитометра, поскольку именно обнаружение чугунного балласта и пушечных ядер смогут привести искателей к основным фрагментам корпуса корабля.
Организаторами конференции выступили Центр морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, Учебно-научный Центр ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике и другие образовательные и научные организации.
По материалам Тульского отделения РГО