Поход на родину Н.С. Лескова

 
16 февраля - День рождения великого русского писателя Н.С. Лескова.

Рассказ о лыжном походе на его родину.

Многие из нас еще со школьной программы помнят, что великий русский писатель Н.С.Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии. Об этом упоминается на экскурсиях, лекциях, семинарах, посвященных Николаю Семеновичу, однако мало кто ведает, что же представляет собой его родина в наши дни. И так получилось, что организованная нами небольшая исследовательская экспедиция в эти прославленные места совпала с Днем рождения нашего знаменитого земляка.

Добираться до Старого Горохово нашей группе предстояло на лыжах и, надо сказать, нами двигало не только желание насладиться бескрайними заснеженными орловскими полями и перелесками, но и тот факт, что в это время года доехать до данной деревни можно только на них, ну и на снегоходе, конечно, чей след, периодически встречался нам на лыжне, петляя по полям.

Общий сбор в Змиевке был объявлен не случайно: в этом небольшом райцентре, в честь Лескова установлен памятный камень с барельефом писателя, и, в нескольких строках повествующий, где, собственно, он родился. А вообще, Свердловский район достаточно богат на славные литературные имена: на хуторе Степановка долгое время в своей усадьбе жил и творил Афанасий Фет, в селе Яковлево родилась знаменитая детская поэтесса Елена Благинина (знаменитые строки - «Мама спит, она устала…»), в Красной Рыбнице (на тот момент просто Рыбница), часто бывал в гостях у своих друзей поэт Алексей Апухтин.

После небольшой прогулки с созерцанием довольно многочисленных Змиевских достопримечательностей, наш путь как раз и лежал в деревню Красная Рыбница, а если точнее - местный краеведческий музей, от посещения которого мы все остались в полном восторге – как от самобытной, с душей оформленной экспозиции, так и от экскурсии, которую нам провела замечательная женщина – Елена Николаевна Сотскова! Еще раз, сердечное ей спасибо за рассказ и гостеприимство в целом!
Недалеко от входа в музей так же имеется свой памятный камень, установленный в честь Николая Семеновича, похожий на змиевский, но барельеф писателя поскромнее, зато текст о месте рождения более развернутый.
Еще хотелось бы отметить находящуюся сейчас в музее мемориальную доску, установленную в честь 150-летия писателя(1981) на одном из домов в Старом Горохово. Об этом событии на всю страну в тот же день сообщило радио Москвы. Совсем недавно, доска эта была перевезена из почти запустевшей деревни в музей.

 

Что ж, время становиться на лыжи и двигаться, наконец, к нашей основной цели – Старому Горохово. Еще проходя по Красной Рыбнице, посетили большое воинское захоронение с довольно необычным для Орловщины памятником, как мне показалось.

 
Упоминая тему Великой Отечественной, нельзя не отметить, что один из наших товарищей - Аксюхин Алексей, будучи человеком, увлеченным военно-исторической реконструкцией, проделал весь достаточно нелегкий маршрут в полном обмундировании бойца Красной армии – с увесистым вещмешком, автоматом ППШ на плече, ушанке, ватнике и ватных штанах. Выглядело это чрезвычайно колоритно и, однозначно, внесло свою «изюминку» в наш поход! Особенно, на фоне заброшенных полуразрушенных домов, мимо которых периодически пролегал наш путь - постоянно было ощущение искажения временного пространства. И, надо было такому случиться, что именно Алексея, с его ватным штанами, угораздило по пояс провалиться под лед при форсировании полузамерзшего ручья у нежилой деревушки Ольгино! В итоге, спасательные работы прошли успешно и мы продолжили путь.

Деревня Ольгино ныне не жилая, но, по-видимому, в теплое время года, несколько домов используются как летние дачи. От некоторых домовладений остались лишь куски стен, да обвалившиеся сараи, в более уцелевших видны следы мародерства – выбиты окна, взломаны двери, вскрыты полы. Порадовал установленные колодец-журавль. Прямо на центральной деревенской улице нам повстречалась косуля! Вообще, зверья в этих краях немало, как оказалось – видели нескольких косуль, зайца, и несчетное количество кабаньих следов и троп.

 
Старое Горохово
А далее был полевой переход в Старое Горохово. Не смотря на то, что в деревне на сегодняшний день осталось всего несколько жилых домов (как потом выяснилось из беседы с местным жителем – всего не более 8-ми), деревенская территория достаточно обширна и маршрут строился с расчетом на то, чтобы зайдя в населенный пункт с одного края, пройдя деревню полностью, отправиться в обратный путь уже с другого. Заходили мы со стороны большого, и судя по состоянию деревьев, уже давно заброшенного яблоневого сада. Чуть поодаль в зарослях показались заброшенные дома, разбросанные по обе стороны еле угадываемой сейчас среди кустов некогда центральной улицы. Некоторые дома совершенно покосились и их крыши провалились во внутрь, а были и те, что поражали своей внешней добротностью. В одном полуразрушенном сарайчике, сквозь дверной проем виднелись остатки дровяной клади, из которой мы прихватили несколько сухих бревнышек, очень впоследствии нам пригодившихся. Вскоре, подобие центральной улицы превратилось в настоящую широкую и светлую деревенскую улицу, на которой как раз и находятся сейчас немногочисленные жилые дома Старого Горохово.

Для праздничного обеда, выбрали место, находящееся почти, что в центре деревни, но, вместе с тем, в достаточно лесистой местности, на берегу ручья, в нескольких метрах от нас переходящего в пруд. Развели костер, заварили кашу, чай. Артем Алексеичев подготовил для участников интереснейшую викторину по произведениям Николая Семеновича, победитель которой стал обладателем отличного сборника произведений Лескова. Спасибо тебе, Артем!

Надо ли говорить, какие это ощущения, когда сидишь в дружеской компании у огня, звучат строки произведений, известные во всем мире, написанные человеком, который родился в том самом месте, где ты и находишься сейчас!

Но, как бы не было хорошо восседать у костра, неумолимо надвигающийся вечер торопил в обратный путь. Выдвигаться назад, как я уже говорил, мы должны были с другого конца деревни, а значит по совершенно новому полевому пути, расчитывая под Ольгино все же выйти на свою проторенную лыжню, которая и должна была нас вывести по темноте к Красной Рыбнице. Что и было успешно сделано.