Покорить вулкан на моноколесе: туры по Камчатке для людей с ограниченными возможностями

Сотрудники клуба путешественников при помощи разработанных ими технологий доставляют инвалидов-колясочников ко всем самым красивым местам на Камчатке. Фото: Александр Чазов, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

В 2021 году параэкстремальный путешественник Рустам Набиев получил премию РГО "Хрустальный компас" за первое в истории восхождение на вершину Эльбруса на одних руках, с помощью ледорубов. На этот подвиг потребовалось 15 часов и множество невероятных усилий. Почувствовать себя покорителем высот людям, испытывающим трудности с передвижением, можно и в комфортных условиях. Рассказываем как.

Клуб путешественников "Росомаха" при поддержке музея "Вулканариум" несколько раз в год организует инклюзивные туры по Камчатке, показывая на своём примере, что активный туризм на полуострове доступен абсолютно всем. 

Выйти в открытый океан, посетить лавовые поля и даже заглянуть в кратер вулкана теперь может практически каждый. О том, как маломобильному туристу совершить подъём на гору и где найти деньги для путешествия на Камчатку, рассказывает Александр Мещанкин, основатель "Росомахи", социальный предприниматель и разработчик турпродуктов для людей, желающих путешествовать со смыслом.

— Социальными турами я занялся, ещё когда работал в Университете туризма и сервиса, — вспоминает Александр. — Сначала разрабатывал маршруты для студентов — геологов и этнографов, которые проходили полевую практику на Камчатке, построил для них гостевой дом, чтобы размещение выходило дешевле. Потом начал делать туры для пенсионеров из разных городов, у кого есть желание посетить регион, но кто сталкивался с трудностями в обычных турах. Сейчас делаю упор на маломобильных путешественниках — колясочниках, инвалидах-опорниках. Для них вместе с коллегами из клуба путешественников "Росомаха" разрабатываем и организуем отдельные маршруты.

whatsapp_image_2022-01-21_at_15.38.32.jpeg

Все точки маршрутов продумываются до мелочей. Фото предоставлено клубом путешественников "Росомаха"

Подобные программы для людей с ограниченными возможностями организуются два-три раза в год, как правило, в июне и сентябре — в эти месяцы организовать тур проще и дешевле. Помимо колясочников отдельные маршруты разрабатываются для инвалидов по зрению и слуху, а также для детей-инвалидов, в том числе из малоимущих семей. Каждый такой тур готовится индивидуально, с учётом особенностей туристов. 

— Для каждой группы туристов мы разрабатываем отдельный тур, в котором стараемся учесть все нюансы, — рассказывает Александр. — Набор достопримечательностей, как правило, универсален для всех путешественников, будь то обычный коммерческий тур или социальный. Мы стараемся продумать всё так, чтобы не жертвовать интересными объектами показа в угоду их доступности. Все сложности начинаются на этапе организации. Подобрать нужное количество сопровождающего персонала, работающего с конкретным типом туристов, найти узких специалистов — например, переводчика для людей с проблемами со слухом, учесть особенности питания, составить технологическую карту. К каждой группе мы стараемся найти свой подход.

Гостей, прибывающих на Камчатку, размещают в турбазе неподалеку от аэропорта, с видом на вулканы. Гостиничный комплекс был построен при поддержке фонда "Наше будущее" специально для социальных туров — упрощает организацию и сокращает расходы на путешествие. Домики оборудованы пандусами и настилами, туалеты и душевые предусмотрены для пользования пенсионерами и колясочниками.

whatsapp_image_2022-01-21_at_15.38.31.jpeg

Турбаза, где размещаются гости, состоит из домиков и общих пространств, соединённых между собой деревянными настилами, по которым удобно перемещаться на коляске. Фото предоставлено клубом путешественников "Росомаха"

Программа тура, как правило, включает в себя прогулку по Авачинской бухте с выходом в океан и посещение вулканов — Горелого и Мутновского. Туристов, которые не могут сами подняться на вулкан, доставляют на транспорте — в определённый сезон, когда склоны покрыты снегом и такой подъём не вредит окружающей среде. 

Часть пути преодолевается на джипах, небольшой участок — на колясках, которые туристы берут с собой. Оставшийся путь — самый сложный: чтобы получить возможность поднять туриста на самый верх вулкана, куда ведут только пешие тропы и где не проедет инвалидная коляска, организаторам пришлось разрабатывать специальную технику, аналогов которой в России ещё нет. 

— Идею подсмотрели у наших коллег за рубежом, — поясняет Александр. — Мы придумали моноколесо, у которого есть сиденье для одного пассажира и две ручки — спереди и сзади, с помощью которых сопровождающие везут это колесо на любое нужное расстояние. Таким образом, мы можем взять любого колясочника, пересадить на это колесо и по тропам доставить его куда угодно. На этом колесе мы свозили нескольких человек к кратеру вулкана Горелого и гуляли с ним по кальдере.

Основное назначение моноколеса — перевозка инвалидов, перемещение их по труднопроходимым участкам местности, таким как лавовые поля, снежники, песок и шлак. Технология получила большую популярность. Следующая стадия проекта — разработка франшизы для природных территорий, которые хотят обеспечить доступ туристам с ОВЗ по своим маршрутам, обладающим сложным рельефом. Прилагаемая документация будет содержать подробную информацию, необходимую для обучения персонала, сопровождающего маломобильных путешественников на маршруте.

whatsapp_image_2022-01-21_at_15.38.32_1.jpeg

Все туры продумываются так, чтобы не жертвовать интересными объектами показа в угоду их доступности. Фото предоставлено клубом путешественников "Росомаха"

По мере эксплуатации у моноколеса обнаружилось ещё одно очень важное свойство — помощь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию.

— Этот вариант использования колеса мы открыли чисто случайно, — вспоминает Александр. — Нам позвонила туристка, которая отправилась здесь, на Камчатке, вместе со своим дедушкой по простому пешему маршруту, но на машине там не проехать. В какой-то момент ему стало плохо, он потерял сознание, неудачно упал и разбил себе голову. Мы вскочили в машину и прибыли на место происшествия на четыре часа раньше сотрудников МЧС. Пострадавший  не мог двигаться, а нести его восемь километров на носилках было бы очень и очень сложно. Мы посадили его на моноколесо и транспортировали его к машине. Спасатели прибыли уже после того, как мы вернулись. Они, конечно, были невероятно удивлены нашим изобретением, но пользоваться им они не смогут — на него нет сертификации. Вот так появилась ещё одна функция колеса — спасать человеческие жизни. 

whatsapp_image_2022-01-21_at_15.39.13.jpeg

Моноколесо — устройство для транспортировки маломобильных туристов по сложному рельефу. Фото предоставлено клубом путешественников "Росомаха"

Разработка подобных технологий, как и организация туров по Камчатке, удовольствие не из дешёвых. Однако если знать, как и на чём сэкономить, итоговая стоимость вполне может быть сопоставима с путешествиями на популярные туристические курорты. 

— В основном все наши проекты самоокупаемы: сторонних денег мы не привлекаем, но и сами на этом не зарабатываем, — признаётся Александр. — Всё реализуется за счёт средств самих туристов. К нам приезжают как состоятельные путешественники, так и те, кто загоревшись мечтой, находит средства на её воплощение. Кому-то помогают родственники, кто-то находит спонсорскую поддержку разных фондов. В 2018 году с их помощью мы организовали поездку для спортсменов-паралимпийцев. Иногда мы сами выступаем в качестве спонсоров. Например, в июле к нам приедет группа туристов из малообеспеченных семей с детьми-инвалидами. Мы их размещаем у себя за свой счёт, помогаем с транспортом и перемещением. 

Перед тем как выйти на маршрут, участники проходят анкетирование: знакомятся с основными особенностями тура и сами рассказывают о своих предпочтениях и ожиданиях. Индивидуальный подход позволяет дифференцировать туристов и предложить им более продуманную программу. 

— Мы стараемся заранее уточнить все детали, делаем акцент на готовности туристов к тому, что их ожидает на маршруте, — подчёркивает Александр. — Например, важной составляющей является способность забраться во внедорожник: высота посадки — около полутора метров. Подъёмного механизма для этих целей у нас пока ещё нет. С нами сотрудничает уже целая команда джиперов, которые активно принимают участие в подобных социальных турах и занимаются разработкой необходимой техники, однако пока что нам приходится поднимать людей на руках. К сожалению, не все к этому бывают готовы, например, в связи с дополнительными требованиями к безопасности — возможному смещению позвоночника при наклонах, недопустимости тряски. Такие нюансы важно выявить заранее. 

whatsapp_image_2022-01-21_at_15.38.32_2.jpeg

Основатель проекта смог доказать, что путешественникам с проблемами по здоровью активный туризм также доступен, как и другим. Фото предоставлено клубом путешественников "Росомаха"

Конечно, говорить о полной приспособленности Камчатки к инклюзивному туризму не приходится: труднодоступность большинства достопримечательностей всё ещё остаётся определяющим фактором при разработке маршрута для людей с ОВЗ. Однако преодоление трудностей — физиологических, природных и даже финансовых — становится дополнительным стимулом для туристов, решивших к списку своих жизненных побед добавить знакомство с океаном и покорение вулканов. С каждым годом желающих становится всё больше.

— Разумеется, приобрести тур по Камчатке стоит не дешево, поэтому мы не стремимся делать продукт для широкой публики, — подводит итог основатель клуба "Росомаха". — Большинство людей, при прочих равных, выберут отель с услугой "всё включено", потому что хотят отдохнуть на цивилизованном курорте. Тем же, кому в путешествии не хватает приключений, мы готовы предоставить такую возможность. 

Юлия Гопиус