Полевая комплексная практика по географии и основам туризма

Фото Натальи Алексеевой

Главной целью практики являлось изучение природы, населения, хозяйства и туристского потенциала региона, отличного от Пензенской области в природном, этническом и хозяйственном отношении.

Основной базой практики стал город Челябинск, расположенный на реке Миасс. Город был основан в 1736 году как сторожевая крепость на торговых путях из Зауралья в Оренбург. В настоящее время Челябинск - это город-миллионник России, административный центр Челябинской области, которая входит в состав Уральского федерального округа.

    Будущие учителя географии и ОБЗР познакомились с городами Челябинской области (Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Сатка), посетили Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, прошли горными тропами, проехали по территории возвышенностей Приволжской, Бугульмино-Белебеевской, проехали Низкое Заволжье, пересекли хребты Южного Урала, границу Европы и Азии, посетили и изучили пещеры, совершили сплав по реке Ай (с башкирского «Луна») до границы Челябинской области и Республики Башкортостан. За время практики проведена большая работа по сбору минералогической коллекции, изучены особенности природы Южного Урала и степного Зауралья.

Во время прохождения практики пензенские студенты-географы посетили:

- Город Челябинск: исторический центр, Государственный исторический музей Южного Урала, увидели челябинский метеорит, реку Миасс, проехали на трамвае, познакомились с многочисленными скульптурами верблюда (верблюд – символ города и области);

- Естественно-технологический факультет Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Для практикантов провела экскурсию, познакомила с особенностями подготовки учителей географии, прочитала лекцию о географии региона, о современном развитии туризма в области, председатель Челябинского областного отделения РГО, к. г. н., доцент Мария Панина.

- Ильменский государственный заповедник: практиканты познакомились с коллекцией минералов естественно-научного музея Ильменского заповедника (один из пяти крупнейших геолого-минералогических музеев России) Заповедник, который был создан в 1920 году, находится на восточных склонах Южного Урала, на территории заповедника находится около 30 озер. Геолог Александр Ферсман называл Ильменские горы – «минералогическим раем»;

 - Город Миасс: посетили исторический центр города, смотровую площадку, познакомились с историей и современностью города, а также с группой озер в городе и окрестностях, познакомились с символом города – золотым лосем;

- Магнитогорск: знакомство с металлургическим комплексом Челябинской области. На электричке проехали с севера на юг области, пересекая лесостепную и степную зоны региона. В Магнитогорске пересекли реку Урал, как говорят местные переехали из Европы в Азию и оказались на территории крупнейшего в России Магнитогорского металлургического комбината. На первом курсе ребята изучали дисциплину «Опасности техногенного характера и защита от них», на втором курсе завершили изучение дисциплины «Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства» - многое из изученного своими глазами услышали и увидели на вводном занятии по технике безопасности, в доменном цехе, в цехах горячего проката, при перемещении от одного цеха к другому. Увидели знаменитую гору Магнитную, ресурс которой уже исчерпан. Экскурсия по территории предприятия, площадь которого почти сопоставима с площадью одной из европейских столиц, позволила студентам географам на практике увидеть и понять технологическую цепочку производства черных металлов, узнать основных поставщиков сырья и топлива, а также сбыта готовой продукции. Патриотической составляющей стало посещения известного памятника Магнитогорска «Тыл- Фронту» (один из трех известных монументов, которые объединяет один элемент - Меч Победы! Второй памятник - это «Родина- мать зовет!» в Волгограде, а третий «Воин- освободитель» в Берлине). Из магнитогорской стали для Победы был сделан каждый третий снаряд и каждый второй танк!;

-  Сатка: градообразующее предприятие комбинат «Магнезит», Саткинский карьер по добыче магнезита, многочисленные терриконы, Саткинский чугуноплавильный завод, новый туристический объект «Сонькина лагуна»;

- Река Ай: старт сплава по реке начинался в поселке Межевой, во время сплава на маршруте студенты познакомились с отложениями склонов речной долины, коренных горных склонов, с карстовой Кургазакской пещерой, поднялись по склону в районе так называемых «сухих водопадов», поднялись на Айские притесы. прошли на катамаране около 20 км до границы с республикой Башкортостан (д. Кульметово). Отработаны темы по БЖД, по дисциплине «Общее землеведение» раздел эрозионные формы рельефа, карстовый рельеф, по дисциплине «Геология» разделы - осадочные горные породы, герцинские структуры, морские фации, склоновые процессы, собраны образцы горных пород. Также отработан блок по основам туризма. Перед сплавом инструктор провел инструктаж по технике безопасности, познакомил с особенностями рассадки, гребли, перемещения и т.д.;

- Музей истории Южно-Уральской железной дороги, который был открыт еще в 1973 году, а с 2020 года создан Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги. В архитектурном плане подобных музеев в России больше нет. Оригинальным является то, что экспозиция выстроена по спирали и охватывает период от зарождения железных дорог в России до наших дней. Пространство организовано вокруг атриума высотой более 20 метров, объемы помещения подчеркивает огромный экран длиной 80 метров, который по спирали поднимается под самый купол. На экране появляются движущиеся поезда разных эпох – от крохотного паровозика Черепановых до современных скоростных составов. Фонды Центра насчитывают более 30 тысяч единиц хранения. Многие экспонаты представляют историческую и культурную ценность, например, станционный колокол со станции Чернявская Западно-Сибирской железной дороги, отлитый на заводе Василия Буслаева в Самаре, топочная чугунная дверца от печи со станции Маук, изготовленная в каслинскими мастерами в 1902 г., стальной рельс казённого завода князя Белосельского-Белозёрского производства 1893 г., альбом «Виды постройки Западно-Сибирской железной дороги» дореволюционного издания с уникальными фотографиями строительства железнодорожного полотна и мостов на участке Челябинск-Курган.

По итогам прошедшей практики составлен подробный комплексный отчет, индивидуальные полевые дневники, а также собрана минералогическая коллекция, фото и видеоматериал, привезены новые карты и экземпляры научной литературы.


Наталья Алексеева