Полярная станция "Тикси": как работают повара климатической кухни

Полярная станция "Тикси": как работают повара климатической кухни Полярная станция "Тикси": как работают повара климатической кухни

В России — 45 полярных станций. Большая их часть находится вдоль Северного морского пути. Люди здесь работают без отпусков и выходных, по соседству с белыми медведями, несколько месяцев в году — в условиях полярной ночи. Добираться до этих станций крайне сложно, за что и получили они своё название — ТДС — труднодоступные станции. Наш постоянный автор — действительный член РГО Александр Обоимов рассказал о работе своей полярной станции "Тикси".

Северная Якутия — другая планета. Здесь летом не заходит солнце, тут нет рассветов и нет закатов, нет даже ночей. В ночные часы солнце висит над горизонтом, как будто подвесили мощный софит. И с непривычки невозможно уснуть. День не начинается и не заканчивается, поэтому не покидает ощущение, что время остановилось. Здесь даже воздух другой, им хочется дышать и дышать. Кажется, все стихии сходятся и сталкиваются тут, в Арктике.

Всегда интересовался историей тех мест, где удалось побывать. Вот и далёкий посёлок Тикси, который находится на самом краешке земли, не стал исключением. Много познавательного и интересного мне рассказали местные старожилы, работники и энтузиасты местных музеев — их в Тикси целых два, что-то почерпнул из книг и интернета.

Папа улетел. Фото: Михаил Дерновский

Папа улетел. Фото: Михаил Дерновский

В восьми километрах от посёлка, на самом берегу моря Лаптевых находится "полярка".  Все, кто живёт в Тикси — от мала до велика, знают, что это такое. Термин "полярник" в прежние годы относился в первую очередь к работникам метеостанций, а сами метеостанции в обиходе именовались полярками.

Минуло почти девяносто лет, как из бухты Тикси отправили первые радиограммы с метеосводками — нача­ла работать полярная гидрометеорологическая станция. Но всему этому предшествовала титаническая работа.

Окружённая тяжёлыми льдами земля лежит на пути арктических циклонов. Возникает ли шторм, происходит ли передвижка льдов, усиливается ли ветер, туман ли начинает окутывать океан непроницаемой стеной — за всем этим человек может наблюдать, если он будет жить на островах или на побережье Северного Ледовитого океана. Уже давно полярники заметили важность такого наблюдательного пункта в борьбе за проникновение в тайны природы и овладение Арктикой.

Белые медведи. Фото: Михаил Деминов

Белые медведи. Фото: Михаил Деминов

Как всё начиналось

Второй международный полярный год был ознаменован постройкой многих метеостанций на Крайнем Севе­ре нашей страны. В задачи экспедиции, снаряжённой Всесоюз­ным Арктическим институтом, входило создание двух поляр­ных метеостанций на севере Якутии. Одну предпола­галось создать в дельте реки Лены на острове Сагастырь, на месте бывшей русской полярной станции Первого международного полярного года (1882–1883), другую — в бухте Тикси.

5 августа 1932 года пароход "Лена" с двумя баржами на бук­сире под командой капитана Афанасия Даниловича Богатырёва, впоследствии члена якутского правительства, вошёл в бухту Тикси. Этот небольшой морской залив, с запада отделённый узким перешейком от залива Неёлова, входящего в дельту ре­ки Лены, с севера прикрытый островами Муостах и Бруснева, а с востока — мысом Косистым, был тогда пустынным местом. В этом заливе экспедиции и предстояло построить ме­теостанцию.

Полярка 1976. Фото из архива станции

Полярка 1976. Фото из архива станции

Оставив баржи со всем снаряжением у острова Бруснева, на пароходе "Лена" первый начальник полярной станции Евгений Фрейберг со своими сотрудниками отправились искать подходящее место для будущей станции. А с ним товарищи — геодезист Георгий Войцеховский и геолог Виктор Лазуркин.

Сначала их внимание сразу же привлекла маленькая уютная бух­точка Булункан, расположенная в западном углу бухты Тикси. Закрытая со всех сторон горами, эта бухточка, казалось, са­мой природой была предназначена для строительства в ней порта. Но для метеостанции она не годилась: наблюдения не отражали бы действительное состояние погоды во всём районе. В Булункане сильно проявлялся свой микроклимат.

В заливе Сого, в глубине бухты Тикси, они заметили не­большой мыс. В море он обрывался невысоким скалистым уступом. На поверхность мыса выходили твёрдые каменные породы. Невдалеке впадала речка. По горизонту полукругом синели горы Хараулахского хребта. До гор простиралась ши­рокая тундра, и на ней блестели серебряные зеркала озёр.

Окрестности станции. Фото: Александр Обоимов

Окрестности станции. Фото: Александр Обоимов

На этом мысу и решили строить станцию. Широкая от­крытая равнина обеспечивала репрезентативность метеорологических на­блюдений, скалистая площадка могла стать прекрасным фун­даментом для построек, и к тому же рядом находится пресная вода и достаточный запас дров. А это немаловажно.

В тот же день на пустынном берегу забелели палатки пер­вых поселенцев бухты Тикси. Сразу же приступили к разгруз­ке барж. В этом сотрудникам метеостанции помогала вся команда парохода "Лена".

Первых жителей будущей столицы Булунского улуса было 15 человек: девять научных работ­ников и сотрудников полярки, трое строительных рабочих, повар и двое детей. Работы хватало. За короткий срок предстояло построить два дома, склад для продовольствия, радиостанцию и машинное отделение. Кроме того, пока не выпал снег, на долгую полярную зиму заготавливали дрова и обеспечивали рыбой упряжку собак. Работали день и ночь, никто не думал о сне, все работали почти без пер