Полярные романтики (из рассказов А. Обоимова)

Медведи на метеоплощадке. Из семейного архива Комчубаевых
Медведи на метеоплощадке. Из семейного архива Комчубаевых

Все знают, что синяя стрелка компаса неизменно устремлена на Север, но не все знают, что также неизменно каждый год стремятся в Арктику по вечному зову Большой Медведицы сердца отважных людей. Многие из них навсегда остались в ледяных объятиях вечной мерзлоты, воплотив свои имена в географических названиях, но живущие сегодня наверняка скажут: «Лучше Севера может быть только Север!»

Александра Комчубаева стала метеорологом случайно. Однажды она с сыном Дмитрием поехала на Камчатку отдыхать. И так ей понравилась земля вулканов и гейзеров, что Саша решила вернуться – уже жить и работать. К двум образованиям, получила еще и диплом метеоролога. Пока училась, познакомилась с будущим мужем Сергеем. И как-то задала ему вопрос: «Поедешь со мной на Крайний Север?». Он согласился. Первая станция МГ-2 Дунай, чтобы добраться туда, сначала нужно долететь до Тикси.  Встретили их в самом северном поселке Якутии хорошо, расселили  по квартирам.  Пока убирали квартиру и пили чай, не заметили, как время перевалило за полночь, но  солнце и не думало садиться. Оно светило к ним в окно, и они не сразу сообразили, что на дворе ночь, а когда посмотрели на часы, то очень удивились. Так будущие полярники  познакомились с полярным днем.

zastyvshaya_biryuza.jpg

Застывшая бирюза. Фото А. Обоимова
Застывшая бирюза. Фото А. Обоимова

Повезло, что этот холодный, суровый край встретил их хорошей погодой. Ведь первое впечатление оно самое важное. Последние денечки уходящего лета были солнечными и теплыми. Ребята много времени проводили в тундре, им нравилось собирать грибы, что росли выше деревьев.  Подходя к каждому островку карликовых берез, они смеялись,  что идут в березовую рощу. Представляете, в Тикси подберезовики и белые грибы выше берез!  Вся тундра в цветах, их так много, что с непривычки от запаха начинает кружиться голова .

Но вот винтокрылая машина оторвалась от бетонной взлетно-посадочной полосы аэродрома Тикси и взяла курс на остров Дунай. Александра всю жизнь мечтала полетать на вертолете.  Еще в детстве, когда вертолет лесоохраны садился на горе недалеко от их села, она с соседскими  мальчишками со всех ног мчалась на эту гору, в надежде, что добрые дяденьки их покатают, но он взлетал раньше, чем они успевали добежать.

vertolet_na_polyarnoy_stancii_sannikova_foto_andreya_parshina.jpg

Вертолет на полярной станции Санникова. Фото А.Паршина
Вертолет на полярной станции Санникова. Фото А.Паршина

Весь полет  Саша, не отрываясь,  смотрела в иллюминатор, но в  это время уже наступила полярная ночь и там чернела только пустота. Только когда подлетали к станции, появились огоньки. Полярники летели к ним, как мотыльки к свету…

Станция ребятам понравилась. Дом с двух сторон был по самую крышу в снегу и чтобы, зайти в него, в снегу были вырезаны ступеньки. Здесь было много книг, что очень обрадовало Александру, она еще тот книголюб. Она привезла с собой пачку конвертов, собиралась писать письма. Только когда они дойдут до адресата, она не знает, потому что оказия будет неизвестно когда. В  кают-компании есть телевизор, правда показывает один канал, но это все же лучше, чем ничего.

Прошло совсем немного времени, и ребята наконец-то впервые увидели северное сияние. Это было просто волшебство! Ни одна фотография, ни одно описание не сравнится с тем, что творится в небе.  Сполохи света  переливаются  от малинового до изумрудного, а потом на небосводе появляются узоры и картины  неописуемой красоты. То аленький цветочек  распускается у тебя на глазах, а через секунды уже видишь  хвост жар-птицы, то все небо укрывается волшебным покрывалом.  Кажется, протяни руку, и ты соприкоснешься с этим чудом. От этой красоты захватывает дух, и ты уже не думаешь о том, что на улице мороз, что тебе холодно. Покинуть это представление, пока оно само не закончится, не в силах.

А через несколько дней ветер поднялся такой силы, что полярников задувало обратно в дом. И чтобы сходить на площадку, им надо было по-пластунски забираться наверх  и потом постепенно вставать на ноги. Наверное, картинку по биологии, где нарисована эволюция человека, срисована с метеоролога, пытающегося идти в пургу.  Зато на обратном пути, ветер сам заносил метеорологов в дом. И тут, главное, чтобы в дверной проем попасть, а не угодить в косяк…

Первая полярная ночь, в работе и заботах, пролетела незаметно, а с первым солнышком пришли и белые медведи, их было много. Первых медведей Саша с Сергеем,  догоняли полтора километра, чтобы рассмотреть. Это было два трехлетки, только недавно покинувшие свою мать, жаждущие знаний и приключений. Вообще-то в этом случае ничего примечательного, просто это были первые медведи, которых им пришлось увидеть. Не в зоопарке за забором, а живущие по соседству. Вскоре пришла медведица с двумя малышами. Медвежата были любознательные, им хотелось все обнюхать, попробовать на язык, но медведица вела их, практически, без задержки. Как выяснилось позже, уводила  от опасности. В километре от жилого дома были тордохи (чум). Там на земле были навалены ящики со всякими журналами. Один медвежонок задержался, отстал от мамы медведицы. Сел, взял журнал и начал листать, видно что-то не понравилось,  он стал выдирать листы. Мама спохватилась, что сорванца нет,  вернулась. Наказывала его за непослушание, как человеческая мама, только силы в ударе по попе были медвежьи и медвежонок от такого шлепка покатился в море. Когда веселое семейство скрылось за торосами, по следу прошел большой медведь. 

Однажды разбушевалась метель, заметало так, что когда открыли дверь, то стояла сплошная стена снега. Сережа вставал на стул, откапывал вовнутрь небольшой просвет, чтобы можно было выбраться,  шел на площадку. Возвращаясь, говорил  Александре  данные. Она закрывала дверь и шла делать срок, а Сергей откапывал дверь и заходил в дом. На следующий срок все начиналось сначала. И так все восемь сроков.

posle_meteli_foto_aborigenov.jpg

Выход из дома после метели. Из семейного архива Комчубаевых
Выход из дома после метели. Из семейного архива Комчубаевых

А после метели прилетел  вертолет, на котором  доставили  продукты и завезли смену метеорологов.  Пока носили коробки, снежные ступеньки обломились, и Александра решила их поправить.  Увлеченная  работой, она почувствовала на себе взгляд. Поднимает голову, а с сугроба свесившись, на расстояние вытянутой руки, на нее смотрел медведь. В его черных глазах было любопытство и интерес. Саша, потихоньку, спиной, не делая резких движений, вошла в дом и предложила новеньким посмотреть медведя. Смотреть его побежали шумно и бедный мишка, испугавшись, убежал.

Возле дома стали появляться куропатки и собаки носились за ними по всему острову. Саша с Сережей на другом краю острова натянули между столбиками рыболовную сеть, и каждый день ходили ее проверять. В ней запутывалось до пяти куропаток за день.  Так у полярников появилось свежее мясо.

В мае 2009 года случилась беда – сгорел служебный дом, и все поселились в бане в ожидании, когда за ними прилетит вертолет.  Дом сгорел со всеми вещами и почти со всеми продуктами. Рыба, масло овощи были в леднике, а в складе на берегу  нашлось немного сахара, сухого молока и специй.

Так, что голод им не грозил. Полярники построили на улице печку. Хотелось хлеба. Сначала Александра его заменяла жареной рыбой, представляя, что это хлеб, закусывая уху. Муки не было, хлеб было делать не из чего, но времени было много, а фантазией Саша не обделена, и решила тесто сделать из макарон, но они были еще советских времен, из честно твердых сортов пшеницы и никак не хотели раскисать.  Но желание съесть что-нибудь мучное победило!  И дав сутки полежать макаронам в воде, Александра их толкла палкой в банке до тех пор пока не получалось тесто. Потом добавляла соль, сахар по вкусу, дрожжи или соду и пекла оладьи. Еще гуляя по острову, полярники  собирали утиные яйца. Их находила собака, ребята забирали яйца у нее, потому, что из-за камуфляжной окраски они сливались с тундрой и были незаметны.

Больше всего Александре было жаль библиотеку. Она только закончила приводить ее в порядок. Каждую книгу протерла от копоти и пыли, расставила по авторам и жанрам. Забрали их с острова на тринадцатый день после пожара. В Тикси Александра и Сергей пробыли недолго, через некоторое время  они уже были на полярной станции на острове Котельный, где Русская полярная экспедиция под руководством барона Эдуарда Толля провела зимовку в 1901-1902гг.

 Весной,  с первыми лучами солнца, все ринулись на охоту на куропаток. Эта единственная живность, которая была доступна в это время года. Мужчины приносили по пять-шесть куропаток в сутки. Александра же, начитавшись Астафьева, Арсеньева, Ратхеу  пошла с бутылкой горячей воды делать лунки, в которых должны были застрять куропатки.  Но, к сожалению, от разности температур, бутылка лопнула и на этом ее эксперименты закончились.

Когда сошел лед, то стали ставить сети. Неделю ничего не попадалось, потом выловили бычков. А вслед за бычками стал ловиться омуль и голец. Александра, так соскучилась по нормальной, свежей пище, что рыбу ела, не успев очистить от чешуи. Сырую рыбу она ела первый раз в жизни, и это была самая вкусная рыба.

На Котельном медведей оказалось ничуть не меньше, чем на Дунае. Ребята купили фотокамеру и теперь носились по тундре за ними не хуже, чем Шарик из Простоквашино за зайцами.

Летом 2013 года ребята переехали южнее на 150 км, на станцию Санникова. Говорят,  что жизнь полярного метеоролога полна романтики, но это не всегда. Жизнь у них самая обыкновенная, размеренная, без суеты, только белые соседи приносили какое-то разнообразие и беспокойство.  Но это и понятно, ведь они самые настоящие хозяева Арктики.

Повадился к ним на станцию один медведь склад взламывать. Хулиганил всегда ночью, и Сергей стал за ним следить. Каждую ночь он выходил в одно и тоже время, к складу вместе с медведем, только каждый со своей стороны. Через несколько дней медведь стал выглядывать из за угла склада и подсматривать за Серегой, и видя, что тот пришел, уходил. Подглядывали они друг за другом две недели. Все уже просто смеялись над этим любителем взламывать склад. Он делал все, чтобы быть незаметным, но ни разу не поменял время действия, был очень пунктуальным.

Другого медведя Александра назвала Диверсантом. Этот вступил в противостояние уже с ней. Он так же, в одно и тоже время, из одного и того же места появлялся днем и шел к станции, когда до дома оставалось метров триста, Саша выходила на крыльцо дома и смотрела на него. Диверсант замирал и не двигался с места, так они стояли некоторое время. Потом она заходила в дом и наблюдала за ним из окна. Постояв, медведь  продолжал идти к дому,  когда походил ближе, Саша снова выходила на крыльцо. Тогда он падал на живот и начинал ползти в другом направлении.

А еще один такой товарищ решил, что рыбу ловить легче, когда она поймалась в сетку, чем гоняться за ней по морю. Медведь  стал потрошить рыболовные сети, и делал это он с большим удовольствием. Мишка и подныривал, и крутился,  и бил по воде лапой. По его довольной морде было видно, что он, если и не смеялся, то точно улыбался. После такого рыбака сетки приходили в негодность. Завидев полярников, медведь отплывал подальше и с хитрой мордой наблюдал за ними.

sasha_i_sergey.jpg

Полярные романтики Александра и Сергей. Фото А. Обоимова
Полярные романтики Александра и Сергей. Фото А. Обоимова

Раз в два года у Александры и Сергея отпуск почти на полгода. На эти шесть месяцев на материке у Саши уже свои планы: нужно много-много всего успеть, чему-то научиться, встретиться с друзьями и куда-нибудь съездить. Еще она любит читать, шить, вязать и пишет картины. Сыну Диме не было и года, когда мама занялась с ним рисованием. Потом на эту тему даже написала курсовую в университете. В ожидании НЭС «Михаил Сомов» между отпуском и основной работой они работают в Тикси на Полярке. Вроде бы материк, цивилизация под боком, но и здесь приключения не обошли Александру стороной.

Однажды, они с Сергеем пошли делать промеры по рейкам.  Первую трещину перепрыгнули, а вторую она не смогла. Сережа пошел сам, а Александра,  оставшись между двух трещин, подумала, что стоять просто так не интересно, пошла к трещине,  чтобы набрать воды в бутылку и измерить температуру.  Лед под ней обломился,  и она провалилась в воду. Еще в полете сделала разворот на 180 градусов и стала цепляться за лед. Раз за разом лед обламывался, но все же удалось на него вскарабкаться, и ползком удалиться от опасного места. Термометр и бутылка  оставались в руках.  Когда вернулся Сергей, супруга уже стояла и ждала его, он даже не сразу сообразил, что она стоит вся мокрая.  Вывод: спасение утопающих – дело рук самих утопающих…

Вам нравится Север?

– Мы полюбили этот край всей душой. Арктика затягивает, с Севера непросто уехать, мы, наверное, уже и не соберемся. Квартиру в Тикси купили, – говорит Александра. – Важность работы здесь мы ощущаем. Раз здесь есть русский человек, значит это Наша Земля.

А погодные условия вас не пугают?

Арктика – это лучший санаторий. Особенно для тех, у кого проблемы с легкими. Я смеюсь над авитаминозом – нет в мире лучшего места, нежели мы нашли здесь в Северной Якутии. Обилие омуля, муксуна, нельмы, оленины заменяет нам многие продукты и витамины. Здесь я поняла, что сильный мороз – это не более чем местная криосауна. Он немного приятно обжигает, но не более того. Но над ветром я не смеюсь: ветер – все, его не покорить ничьей воле. И даже при небольшой отрицательной температуре он причиняет нам много неудобств,–  увлеченно, с элементами романтики рассуждает Александра.

Что тяжелее всего вам пришлось испытать за многочисленные зимовки?

– С каждым разом все труднее переносить отсутствие дневного света, полярная ночь тяжело переносится, но как только показывается солнышко, жить становится веселее. 

Какое самое любимое время года?

– Конечно, весна, когда все просыпается, только календарная весна не совпадает с реальной,– продолжает шутить Саша.

Сейчас многие стали верующими, есть ли атеисты в Арктике?

– Вы удивитесь, но перед Вами одна из них.

Какие зарплаты получают полярники на островах?

– Если работать за троих, то получается нормально, только организму это не объяснишь, почему сутки через сутки работать нужно. Оклады очень маленькие, всем повышают в стране, но про нас почему-то забывают.

Как родные и близкие относятся к выбору вашей профессии?

– Гордятся, только скучают сильно.

О чем мечтаете больше всего в конце зимовки, перед отпуском?

– О фруктах и больших деревьях,– смеются супруги…