По инициативе Первого Вице-президента Русского географического общества Артура Чилингарова этот один из самых самых молодых профессиональных праздников основан в 2013 году. Праздник приурочен ко дню начала работы в 1937 году научно-исследовательской экспедиции полярной дрейфующей станции «Северный полюс – 1». Российские полярники всегда были горостью нашего Отечества. Благодаря морякам и лётчикам, геологам и географам, метеорологам и связистам, врачам и строителям, специалистам всех профессий, чья жизнь и работа связана с Арктикой и Антарктикой, Россия обретает новые ресурсы, знания и возможости.
Из первых Героев громкую славу стяжал полярный лётчик Михаил Васильевич Водопьянов. Даже внешность у него была впечатляющая – рослый, могучий, с упрямо посаженной крупной головой, настоящий русский богатырь. В конце 1935 года перед Героем СССР № 6 сам товарищ Сталин поставил новую и весьма ответственную задачу - совершить трансарктический перелет Москва – Земля Франца-Иосифа. Цель – найти на архипелаге место для создания базового аэродрома, откуда в следующем, 1937 году, возьмут старт тяжёлые советские самолёты для посадки на Северном полюсе.
Для предстоящего перелета Водопьянов выбрал испытанные самолеты П-5 (Р-5). Лететь на одномоторной машине на 85-ю параллель риск, конечно, был немалый. Но опытнейший полярный лётчик постарался предусмотреть всё. Самолеты построили по особой «арктической» модификации, они получили обозначение АРК-5 (арктический разведчик). Водопьянов лично отобрал два двигателя М-17 мощностью 715 л.с., показавшие лучшие результаты на стендовых испытаниях. Кабины арктических разведчиков полностью закрыли фонарями (тип «лимузин»), добротно отделали и отапливали отработанными газами моторов. Бортовые обтекаемые контейнеры были увеличены в размерах. В них помещались запасные воздушные винты, лыжи, складные нарты, палатка и надувная резиновая лодка. На каждом самолете находился полуторамесячный запас продовольствия на трёх человек. Как шутили пилоты, их самолёты напоминали цыганскую арбу. Самолеты АРК-5 получили регистрационные номера Главсевморпути «СССР Н-127» и «СССР Н-128». В марте-апреле 1936 Водопьянов и его товарищи совершили полёт в Арктику.
18 мая 1936 красная «птичка» Н-127 появилась над Красным городом. Знаменитый пилот вспоминал о посадке в Нарьян-Маре: «Лёд Печоры, где сел самолёт, мало чем отличался от болота. С него одинаково трудно подняться как на лыжах, так и на колёсах. Но мы знали, что южнее на лыжах уже не сядешь; поэтому мы сменили лыжи на колеса и запросили Архангельск, Котлас и Вологду, смогут ли они нас принять». Водопьянов провёл в столице Ненецкого округа почти два дня. Вечером экипаж встретился с горожанами в Доме ненца. Лётчикам вручили неожиданные подарки - пушнину: Водопьянову – белого песца, Иванову – голубого песца, Аккуратову – полярную лису, Бассейну – полярную выдру. Ночью специалисты окрисполкомовской авиации сменили водопьяновскому биплану лыжи на колёса. На следующий день погода оказалась нелётной. Михаил Васильевич встречался с работниками морского порта и школьниками. Газета «Нярьяна вындер» писала в мае 1936 г. о визите знаменитого полярного аса в школу №1: «От имени школьников с кратким словом выступил пионер Тетеревлёв, который вручил Михаилу Васильевичу для его детей небольшой подарок – альбом для рисования». Ранним утром 20 мая 1936 г., провожаемый руководителями округа, самолет АРК-5 Н-127, по самые пробки заправленный бензином, взял курс на Вологду – прыжок на 1120 километров. Через девять часов, с пустыми звенящими баками, Водопьянов приземлился в Вологде, а на следующий день добрался до Москвы, где ему устроили триумфальную встречу.
26 мая 1936 года ледяная шуба на Печоре пошла трещинами, а через два дня начался ледоход…
Юрий Канев