Понять Кавказ: от букварей до заповедников

Понять Кавказ: от букварей до заповедников Понять Кавказ: от букварей до заповедников

Они реставрировали фрески, искали на Афоне грузинские рукописи, составляли абхазский и чеченский букварь, наблюдали солнечное затмение с одной из вершин Главного Кавказского хребта. Их стараниями Комиссия по охране памятников природы появилась в Тифлисе раньше, чем в Петербурге. Они создали музей, библиотеку, сочинили первый путеводитель по Кавказу и даже нашли в Чёрном море кита. Как члены Географического общества создавали Кавказский отдел — в нашем материале.

Время первых

Военные действия на Кавказе в целом закончились, пришло время налаживать мирную жизнь. В 1848 году, спустя три года после основания Императорского Русского географического общества, его члены обратились к кавказскому наместнику князю Михаилу Воронцову с предложением создать отделение для изучения Кавказского региона. Подготовка проекта о Кавказском отделе заняла два года. 27 июня 1850 года император Николай I его утвердил, положив ежегодное содержание — 2000 рублей. Отделу надлежало заняться всесторонним изучением Кавказского края — его географии, этнографии и статистики.

Тифлис. Памятник князю М. С. Воронцову, конец XIX в. Фото: wikipedia.org

Тифлис. Памятник князю М. С. Воронцову, конец XIX в. Фото: wikipedia.org

"С сею целию Кавказский Отдел Русскаго Географическаго Общества:

Во первых, отыскивает и приводит в известность собранныя уже сведения о Кавказском крае, хранящиеся в местных архивах и у частных лиц, разсматривает их, оценивает и решает, какое может быть сделано из них употребление для науки.

Во вторых, сам производит учёныя изследования на местах для собрания новых сведений, или для поверки и пополнения тех, которыя уже имеются.

В третьих, оказывает содействие путешественникам, посещающим край с учёною целию, как Русским, так и иностранцам.

В четвёртых, учреждает при себе хранилище материалов и учёных пособий, относящихся к кругу его занятий, как то: библиотеку сочинений, изданных о крае, депо местных карт, статистический архив и этнографический музеум".

Высочайшее утверждённое положение о Кавказском отделе Русскаго Географическаго общества

22 марта 1851 года в доме князя Воронцова собралось девять действительных членов Географического общества из 16, находившихся на тот момент на Кавказе. Момент был знаменательный — поводом для встречи стало первое заседание первого из региональных отделений Общества.

Фото: Научный архив РГО

Фото: Научный архив РГО

Всего через три месяца был утверждён второй, Сибирский, отдел ИРГО — с центром в Иркутске, в ноябре он уже приступил к работе. В 1867 году появился Оренбургский отдел. Постепенно, по мере того как разные исследователи и деятели поднимали вопросы об изучении той или иной местности, возникли и другие региональные отделения Общества.

История создания региональных отделов РГО

История создания региональных отделов РГО

Прежде всего участники первого собрания Кавказского отдела определили состав лиц, ответственных за его работу. Помощником Воронцова стал начальник Гражданского управления Закавказского края Василий Бебутов — герой Кавказских походов и Крымской войны, собравший практически полную коллекцию российских орденов. Председателем — ещё один участник Кавказской войны, генерал Николай Вольф.

Помощником Вольфа назначили учёного-ориенталиста Николая Ханыкова. Он и взял на себя все заботы по организации деятельности отдела в первые годы его существования. При этом Ханыков активно занимался научной работой. Он много путешествовал, исследовал древние развалины, собирал местные легенды и этнографические диковинки, серьёзно занимался археологией, продумал, как можно технически реализовать системное изучение Каспийского моря. Ханыков даже совершил восхождение на Арарат — учёный входил в состав экспедиции Иосифа Ходзько, состоявшейся в июле 1850 года.

Каспийское море. Фото: Schmaltz, MODIS Rapid Response Team, NASA/GSFC, wikipedia.org

Каспийское море. Фото: Schmaltz, MODIS Rapid Response Team, NASA/GSFC, wikipedia.org

Геодезист и картограф с мировым именем, Ходзько 14 лет своей жизни посвятил триангуляции, то есть созданию геодезической сети Кавказа. Собрал особый отряд, с которым ходил по горам, чтобы установить сеть опорных точек, на основе которых можно было бы составить максимально точные географические карты. Он провёл работы на площади около 440,5 тыс. км², поднялся на вершины пяти кавказских гор и определил географическое положение и высоту над уровнем моря 1386 пунктов.

"Триангуляция генерала Ходзьки по точности своей удовлетворяет не только всем картографическим требованиям, но и строжайшим требованиям геодезии. По трудности же выполнения, по самоотвержению производителя работ она легко может соперничать со всеми подобными работами, произведёнными где-либо на земном шаре, не исключая Индийской триангуляции, прославившей 25 лет тому назад имя Эвереста".

Известия Кавказского отдела Русского географического общества, 1894 г.

В июле 1851 года Ходзько наблюдал полное солнечное затмение с одной из вершин Главного Кавказского хребта — Галавдура. Описание солнечных протуберанцев, которые он увидел в момент, когда Луна полностью закрыла Солнце, вошло в статью "Свод наблюдений, произведённых в разных местах Кавказского и Закавказского края 16/28 июля 1851 года".

Кавказские горы. Фото: Дмитрий Купрацевич

Кавказские горы. Фото: Дмитрий Купрацевич

В 1868 году ИРГО наградило Ходзько высшей наградой — большой Константиновской медалью. А в 1871 году Кавказский отдел учредил свою награду — Премию имени Ходзько за лучшее описание Кавказа.

Среди членов отдела были и другие выдающиеся личности. В состав комиссии, в частности, вошёл известный нумизмат, этнограф и филолог Иван Бартоломей, составивший "Абхазский букварь" и "Чеченский букварь" — обе книги вышли в Тифлисе в 1866 году. Другой член комиссии — художник Григорий Гагарин, прикомандированный к князю Воронцову с 1848 года, — создал проект тифлисского театра, расписывал Сионский собор и восстанавливал старинные фрески в грузинских монастырях, включая Бетанию.

Список членов Географического общества на Кавказе. Фото: Научный архив РГО

Список членов Географического общества на Кавказе. Фото: Научный архив РГО

Интересно — всё

В сферу интересов Общества входили самые разные дисциплины — география и гидрология, зоология и ботаника, археология и этнография, лингвистика и история. При этом одним Кавказом дело не ограничивалось. Исследователи не могли обойти вниманием сопредельные регионы и даже страны — Закаспийский край, Турцию и Персию.

Для полноценной работы нужна была библиотека. Николай Ханыков занялся составлением списка известных сочинений о Кавказе и комплектацией библиотечного фонда.

В собраниях отдела принимал участие экзарх Грузии митрополит Исидор (в миру Яков Никольский), почётный член ИРГО. Благодаря ему начались поиски грузинских и армянских рукописей, вывезенных в Персию. Князь Воронцов обратился к послу России в Тегеране и генеральному консулу в Тавризе с просьбой прислать обнаруженные оригиналы или списки, с которых можно было бы снять копии. По указанию самого экзарха Платон Иоселиани добыл грузинские рукописи на Афоне.

В 1852 году Общество сняло помещение за 600 рублей в год и учредило Общий Кавказский Музеум. В него входили три кабинета: этнографический, исторический и естественный. За первый отвечал драматург и поэт Владимир Соллогуб, организовавший в Тифлисе русский театр и публиковавший в газете "Кавказ" этнографические очерки. Ботаническими и зоологическими коллекциями ведал естествоиспытатель Андрей Бекетов, основоположник географии растительности в России. Первый дар музеуму преподнёс сам кавказский наместник, передавший коллекцию альпийских растений, а также черкесский и гурийский костюмы вместе с оружием.

Фото: Научный архив РГО

Фото: Научный архив РГО

Работа над созданием экспозиций заняла несколько лет — для широкой публики музей открылся лишь 5 мая 1856 года. Посетить его любой желающий мог в воскресенье с 11 до 13 часов совершенно бесплатно.

Помимо прочего, Отделение ИРГО поставляло в Академию наук черепа, проводило по запросу химический анализ местных минеральных вод и субсидировало некоторые научные изыскания. Но бюджетных средств катастрофически не хватало, членские взносы поступали нерегулярно. В 1864 году руководство отдела пришло к печальному выводу: такой широкий спектр деятельности ему попросту не по средствам.

"Вслед затем он (отдел — авт.) отказался от своего особаго помещения, отказался от музея и даже свою библитеку сдал на хранение в посторонния руки. Такими самопожертвованиями он рассчитывал сберегать свои сравнительно скудныя средства для достижения более соответствующих его силам целей — усиления своей учёно-издательской деятельности".

Кавказский отдел И.Р. Географическаго общества с 1851 по 1876 г.

Впрочем, члены КОИРГО были слишком деятельными, чтобы ограничиваться лишь публикацией книг. Была создана комиссия по определению и последующей охране памятников природы.

Самшитовая роща. Фото: Александр Федосов

Самшитовая роща. Фото: Александр Федосов

В 1910 году по предложению графини Прасковьи Уваровой на берегу реки Иоры появился первый заповедник — роща эльдарской сосны. На следующий год при Кавказском отделе создали Постоянную комиссию по охране памятников природы. Причём это случилось на год раньше, чем подобная комиссия возникла при Географическом обществе в Петербурге.

К 1914 году количество заповедных территорий увеличилось до шести — отдел признал заслуживающими охраны Лагодехское ущелье, сосновую рощу в Пицунде, Мазитское ущелье, рощу итальянской сосны в Артвинском округе и тисовую рощу на Шоанинской скале.

Карты, книги, записки

Издательская деятельность занимала важное место в работе Кавказского отдела с его основания. С 1852 года Общество публиковало "Записки" — сборники связанных с Кавказом исследований и очерков путешественников. В 1872 году добавились "Известия", которые выходили чаще — по нескольку раз в год, они включали в себя небольшие труды по географии, этнографии и статистике региона. Были и отдельные издания. В частности, в 1869 году вышел "Сборник статистических сведений о Кавказе", а в 1868 году — "Карта Кавказскаго края" в масштабе 40 вёрст в дюйме.

В 1888 году член распорядительного комитета КОИРГО Евгений Вейденбаум опубликовал "Путеводитель по Кавказу с 12 рисунками и дорожной картою" — "первый в литературе опыт систематическаго обозрения Кавказскаго края во всей его совокупности", как отмечал сам автор в предисловии.

Кавказские олени. Фото: Дмитрий Андреев

Кавказские олени. Фото: Дмитрий Андреев

Со временем круг тем для публикаций расширялся. Вышли "Ледники Кавказскаго хребта" Константина Подозёрского с описанием 982 ледников, каталог птиц Кавказского края Константина Сатунина, "Звери Кавказа" Николая Динника. "Список кавказских зверей начинается с описания кита (Balaenoptera rostrara Müll), который согласно сообщения А.М. Шугурова в одном из последних выпусков "Известий" был выброшен на берег 18 апр. 1880 г. у сел. Чурук Су близ Батума — очевидно случайно забравшийся в Чёрное море единственный экземпляр"[i].

"Таких образом, в то время, как в первыя 13 лет своего существования Отдел издал лишь немногим более 2000 страниц, во вторыя 13 лет (с 1864 по 1877 г.) было издано уже более 5000 страниц. Далее издательская деятельность Отдела развивается ещё шире, и в следующий 14-летний период (время, когда правителем был Л.П. Загурский) издано более 6000 страниц. Всего за 64 года существования Отделом издано 30 книг "Записок" и двадцать два тома "Известий".

Журнал "Природа", февраль 1915 г.

Кавказ, озеро Туманлы-Кёль. Фото: Максим Пенкин

Кавказ, озеро Туманлы-Кёль. Фото: Максим Пенкин

Старые традиции в новой стране

В 1917 году продолжить исследовательскую деятельность не удалось — Кавказский отдел ограничивался научными собраниями и обсуждением докладов. Позже библиотека КОИРГО переехала в учреждённый в 1923 году Закавказский коммунистический университет, где её поначалу хранили на особых условиях — местной библиотекой заведовал Григорий Чурсин, принимавший активное участие в издательской работе отдела. После его смерти в 1930 году библиотека КОИРГО рассеялась. Но и самого Кавказского отдела к этому моменту уже не существовало — в 1929 году он слился с учреждённым в 1924 году Географическим обществом Грузии.

Работа закипела — новые члены Общества вновь собирали библиотеку, проводили исследования, систематизировали полученные материалы. Несмотря на потрясения, традиции Русского географического общества остались прежними.

Ольга Ладыгина

 

[i] Журнал "Природа", 1915 год, июнь

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
10 апреля 2024
Вершине Кавказского хребта присвоено имя географа Бориса Бероева
В 1974-2010 годах он возглавлял отделение РГО в Северной Осетии – Алании
Подробнее
21 декабря 2023
Вторая после Константиновской: кого и за что РГО награждало медалью Литке
Подробнее
02 октября 2023
Идея единства славянских народов по письмам И.С. Аксакова
Лекция «Идея единства славянских народов по письмам И.С. Аксакова» и кураторская экскурсия по выставке «Иван Аксаков. Один в поле воин. К 200-летию со дня рождения»
Подробнее
16 ноября 2022
На фоне северного сияния: как Николай Юргенс открыл полярную станцию
Подробнее
14 ноября 2022
Как из Петербурга к Павловску побежали "ходуны-самовары"
Подробнее
09 ноября 2022
Путешествия профессора-садовода
Подробнее
24 октября 2022
Два года в объятиях Арктики: 85 лет назад начался легендарный дрейф парохода "Георгий Седов"
Подробнее
28 сентября 2022
Как сирота-самоучка стал графом и наставником царского сына
Подробнее
Показать еще Загрузка