"Посмотреть со дна в космос": что связывает Алексея Леонова с подводными исследователями РГО из Казани

15 октября на Федеральном мемориальном кладбище в Москве простились с Алексеем Архиповичем Леоновым – советским космонавтом, который впервые вышел в открытый космос. Вспоминаем, что связывало Алексея Архиповича с Казанью и подводными исследователями Русского географического общества из Татарстана.

В 2010 году в Татарстане на базе регионального отделения Русского географического общества в Республике Татарстан был создан Подводный исследовательский отряд, которому в 2015 году было присвоено имя дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова. Почему было решено назвать отряд именем Леонова ещё при жизни космонавта, что бывает нечасто, рассказал руководитель отряда Дмитрий Шиллер.

– Дмитрий Августович, расскажите о вашей встрече с Алексеем Архиповичем.

– С ним я встречался не один раз. Познакомил нас Николай Николаевич Дроздов, тогда мы встретились с Алексеем Архиповичем и Валентиной Владимировной Терешковой. Говорили мы тогда о том, что проекты, которые делаем мы, Подводный отряд, очень похожи на большую человеческую мечту и о том, что люди, которые научатся работать в агрессивных для жизни условиях – в нашем случае под водой, – смогут весь опыт и наработки воплотить в освоении космоса.

Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Николай Дроздов, Дмитрий Шиллер на собрании Попечительского Совета РГО 10 апреля 2012 года

– В какой момент вы решили, что хотите реализовывать свои проекты под именем Алексея Леонова?

– Я понял это на первой же нашей встрече. Алексей Архипович тогда сразу понял большую идею, которую мы несём. Именно поэтому мы подумали, что, если бы человек дал нам своё имя, мы бы полностью закрывали все вопросы и возражения. То есть наши погружения были бы не просто погружением человека в воду, а было бы понятно, что это нужно для наработки навыков, перешагивания барьеров. А всё это нужно для чего-то большего, чтобы завтра мы посмотрели со дна в космос.

– Как Алексей Архипович относился к тому, что ваш отряд носит его имя?

– Он относился к этому очень трепетно. В ответ на наше предложение назвать отряд его именем он ответил буквально следующее: "Конечно, это очень почётно! Если эта акция облегчит ваши трудности!"

Письмо А.А. Леонову от членов Подводного исследовательского отряда РГО и ответ космонавта

– Как Алексей Архипович, да и вы сами, отнеслись к тому, что отряд будет носить имя живого человека? Такое встречается нечасто.
– У нас был с  ним очень интересный разговор перед нашей арктической экспедицией, где нам предстояло погрузиться на рекордную глубину. Он спросил меня, страшно ли мне, и я ответил, что да, мне действительно страшно. Тогда он не то чтобы взорвался, но возмутился: "Что ты о себе возомнил? Ты что, сам по себе? За тобой никого нет? Запомни: хорошей листвы без хорошей почвы не бывает. Для меня Чкалов был великим человеком, он тот человек, на чьих легендах я воспитывался. Поэтому я понимаю, кто я для тебя. Как я получил духовное одобрение от Чкалова, так и ты получаешь духовное одобрение на то, что ты делаешь, от меня".

– В деятельности вашего отряда как-то помогло то, что он носит имя Леонова?

– Здесь я ещё раз хочу повторить фразу Алексея Архиповича "хорошей листвы без хорошей почвы не бывает". Когда ты как-то приобщён к такому большому человеку, который ещё при жизни был легендой, и не местечкового уровня, а масштаба планеты, понимаешь, что ты – часть этой легенды. Ты носишь имя этого человека и не можешь позволить дать себе слабину. Когда мы, члены отряда, были в самых сложных экспедициях, понимали, что сейчас мы в сложных условиях и сейчас действительно трудно, но ты не можешь быть слабым, потому что человек, чьё имя несёшь на шевронах, перешагивал через трудности в десять раз сложнее.

– Рассказывал ли Леонов о выходе в космос, полётах, своём опыте?

– Об этом мы не разговаривали. Он рассказывал, что сложности – это часть нашей работы. Это тяжело, сложно, устал, холодно, страшно, но с этим легко справиться, если ты понимаешь, что ты не один, что за тобой твои предки, твои учителя – весь мир. Ты – тот самый листочек, но висишь на огромном дереве опыта и чести тех людей, которые делали жизнь для тебя.

– Вы ассоциируете себя, свою команду, свой опыт с Леоновым и его опытом?

– Да, безусловно. И Алексей Архипович, я считаю, поддержал нас, потому что между нами много общего. Мы – те самые люди, которые, обучая молодёжь, двигаясь с молодёжью, даём возможность будущим поколениям сделать что-то великое, сравнимое с тем, что сделал Алексей Архипович.

– Каким вы запомните Алексея Архиповича?

– Мудрым. Ещё для меня это человек, который мечтал. Это сильный мудрый мечтатель.

 

Автор: Юлия Каазик