head-bg-picture

Посторонним вход запрещён: что будут искать дайверы в Финском заливе

За работой. Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

За работой. Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Посторонним вход запрещён: что будут искать дайверы в Финском заливе Посторонним вход запрещён: что будут искать дайверы в Финском заливе

Начался второй этап экспедиции "Голоса погибших кораблей" при поддержке РГО и Фонда президентских грантов. В планах Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова —идентификация и обследование затонувших во время Великой Отечественной войны советских транспортов "Вторая пятилетка" и "Выборг".

Теплоход "Вторая пятилетка" — судно-лесовоз типа "Волголес" — спущен на воду в 1934 году. Корабли этого типа были первыми спроектированными и построенными гражданскими судами в СССР.

— "Вторая пятилетка" — самый крупный затонувший транспортный корабль — участник Таллинского прорыва, перевозивший технику и пассажиров, — отмечает руководитель экспедиции Константин Богданов. — Мы нашли фотографию, сделанную немецким лётчиком, на которой снята горящая "Вторая пятилетка" на отмели напротив маяка острова Гогланд. Команда транспорта и пассажиры спаслись на Гогланде.

Теплоход Балтийского государственного морского пароходства

Теплоход Балтийского государственного морского пароходства "Вторая Пятилетка". Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Теплоход "Выборг" был построен в 1934 году в Германии по заказу немецкой судоходной компании и получил имя Cairo. Судно было куплено СССР летом 1940 года и вошло в состав Балтийского морского пароходства, получив название "Выборг". В 1941 году он, так же как и "Вторая пятилетка", был мобилизован для перевозки военных грузов.

"Выборг" стал первым советским транспортом, потерянным в Финском заливе с начала Великой Отечественной войны, и единственным, уничтоженным финскими подводниками. Две подводные лодки (одна из них сейчас выставлена в Suomenlinna Museum в Хельсинки) встретили "Выборг", когда он шёл без какого-либо сопровождения в Таллин, чтобы эвакуировать оттуда зерно в Ленинград. Корабль пытался оторваться от субмарин, но торпеда, попавшая в корму, отправила его на дно. Все члены команды "Выборга" (предположительно, судно шло без груза и пассажиров) спаслись на острове Мощном (тогда Лавенсаари).

Затонувший транспорт (предполагается, что это "Выборг") был обнаружен поисковым катером компании "Фертоинг" в мае 2022 года.

Теплоход Балтийского государственного морского пароходства

Теплоход Балтийского государственного морского пароходства "Выборг". Фото предоставлено Разведывательно-водолазной командой

Оба судна находятся в Финском заливе: "Вторая пятилетка" — юго-западнее Гогланда на глубине около 70 м, "Выборг" — на 50-метровой глубине на траверсе острова Мощный.

— Самое сложное то, что оба транспорта лежат на судоходном фарватере, — отмечает Константин Богданов. — Поэтому мы будем работать при поддержке Балтийского флота, так как районы исследования во время наших погружений должны быть закрыты для судоходства.

"Вторую пятилетку" дайверы обнаружили в 2022 году и совершили к ней несколько погружений. В носовой части судна были хорошо видны следы попадания бомб, проломы на палубе. Корабль длиной 120 м имеет пять больших трюмов, три из которых водолазы планируют осмотреть.

— По нашим данным, "Вторая пятилетка" приняла в трюмы более 2 тыс. тонн военного имущества, на её палубе были закреплены десятки грузовиков, — объясняет Константин Богданов. — Во время погружения я неожиданно обнаружил то ли трактор, то ли тягач на гусеничном ходу. Возможно, кроме грузовиков на борт загрузили ещё технику, представляющую большой исторический интерес. Это нам предстоит выяснить.

Участники экспедиции произведут точную идентификацию транспорта "Выборг", детальное обследование двух затонувших судов с проведением фото- и видеосъёмки с частичной фотограмметрией основных элементов кораблей, а также подробное изучение груза, находящегося на палубе "Второй пятилетки".