«Повторить созданное природой невозможно». А.А.Чибилёв отвечает на вопросы журналиста газеты «Оренбургская неделя» Яны Юрьевой

«Повторить созданное природой невозможно». А.А.Чибилёв отвечает на вопросы журналиста газеты «Оренбургская неделя» Яны Юрьевой
«Повторить созданное природой невозможно». А.А.Чибилёв отвечает на вопросы журналиста газеты «Оренбургская неделя» Яны Юрьевой

12 февраля вице-президент РГО А.А.Чибилёв, председатель Оренбургского регионального отделения РГО дал интервью журналисту «Оренбургской недели» Яне Юрьевой в связи со 100-летием заповедной системы России.

Недавно взрослые дети моих знакомых спросили: что такое памятник природы? И я рассказала им о водопаде Шум, состоящем из плесов реки Малый Уран, окруженных зарослями рогоза и камыша. Вспомнила о не менее уникальном истоке реки Сакмары – под названием «Каменный родник», около которого сама Мать-Природа «разложила» валуны причудливого вида - дырчатые кварциты… И увидела в лицах подростков неподдельный интерес к этой теме. Так родилась идея подготовить интервью с директором Института степи УрО РАН, профессором Александром Чибилёвым.  

Но в самом начале беседы он попросил, чтобы в тексте слово «Природа» писалось с заглавной буквы: «Как это было во времена нашего великого земляка Н.М.Карамзина, детство которого прошло в Оренбуржье»… 

1. Александр Александрович, 2017 год в России – Год особо охраняемых природных территорий или как принято их называть ООПТ. Самые распространенные ООПТ – памятники Природы. Каково происхождение этого понятия?

Термин «памятник Природы» ввел в научный оборот великий географ и путешественник Александр Гумбольдт около 200 лет назад – Naturdemkmaller для придания особого статуса уникальным творениям Природы.

Затем этот термин забылся и возродил его уже в начале 20 века Гуго Конвенц – пионер природоохраны в Пруссии. В России благодаря деятельности основателей Природоохранительной комиссии Русского географического общества И.П.Бородина, Г.А.Кожевникова и других памятник Природы – особая категория ООПТ как регионального, так и федерального значения. 

r._ural_u_g._verblyuzhka._belyaevskiy_rayon_1.jpg


Река Урал у г. Верблюжка. Беляевский район

2. В последнее время у нас в Оренбургской области часто можно услышать, что количество памятников Природы уменьшилось или даже, что часть из них ликвидировали. Так ли это?

В 2015 году количество особо охраняемых природных территорий областного значения уменьшилось почти на треть. Разумеется, не все объекты прекратили свое существование. Но часть памятников Природы действительно была утрачена или попросту погибла. Как, например уникальный по своему составу родник «Золотой ключ» в Адамовском районе. Еще несколько лет назад путники могли остановиться, чтобы испить воду из кристально-чистого источника, отдохнуть в беседке, установленной местными жителями. Но по какому-то недоброму провидению люди забыли дорогу к «Золотому ключу», перестали его навещать. А Природа очень чувствительна к человеческой памяти. Это только один из подобных примеров. 

Особенно удручает: большинство памятников Природы фактически не имеют никакой охраны. Видимо с этим было связано и снятие статуса ООПТ с некоторых ценных объектов, которые существуют, но не имеют реальной защиты. И все-таки не понимаю, как росчерком пера можно уничтожить уникальность творения Природы, каждое из которых является либо священным, либо несёт бесценную научную информацию, либо представляет высокую эстетическую ценность. В Год экологии и Год ООПТ в России – самое время подумать об этом. 


stepnye_sklony_v_verhovyah_reki_vetlyanki._sol-ileckiy_rayon.jpg


Степные склоны в верховьях реки Ветлянки. Соль-Илецкий район

3. Высока ли степень защищенности памятников Природы от негативного воздействия человека в сравнении с защитой тех же памятников истории и архитектуры, оснащенных системами видеонаблюдения, сигнализации, круглосуточной охраны?

К сожалению, памятники Природы беззащитны перед современным человеком, беззащитны перед хозяйственниками  и чиновниками, не любящими Природу и не желающими её познавать. Часть памятников Природы можно защитить через туризм, но и при этом необходимо их защитить и от туристов. В мире и России накоплен огромный опыт сохранения памятников Природы как туристических объектов. Необходима высокая культура природопользования. 

4. С чем, на Ваш взгляд, связано столь уязвимое положение?

Главная причина – несовершенство природоохранного законодательства. Вторая – отсутствие специализированного органа по охране памятников Природы, каким был ликвидированный Комитет по экологии. Сюда можно отнести и низкую культуру природопользования, безнаказанность хозяйственников, уничтожающих природные памятники, бездушное отношение к Природе ответственных за это чиновников и отсутствие гражданской позиции у населения. Никого не хочу обидеть, но и учёные, знающие ценность природных уников, должны занимать более активную, и даже подчеркну, независимую позицию. Очень надеюсь на молодое поколение. 

5. Александр Александрович, расскажите читателям «ОН» о 700-летней лиственнице, произраставшей в Адамовском районе. В прошлом году стало известно, что дерево высохло. Какова дальнейшая судьба этого теперь уже бывшего памятника Природы?


700-letnyaya_listvennica_v_adamovskom_rayone.jpg


700-летняя лиственница в Адамовском районе

Уникальность реликта заключалась не только в его долгожительстве. Лиственница (её высота достигала 18 метров, размах ветвей - почти столько же) имела и научное значение, так как являлась доказательством, что сотни лет назад на этой открытой степной территории шумел лес. Можно предположить чего только не испытало дерево за века. Еще в недалеком прошлом под его кроной крестьяне разбивали полевые станы, степные пожары не раз покушались на жизнь зеленого исполина, даже говорили, что приезжали к нему добытчики дубильного сока из города Джетыгара (Казахстан) и безжалостно оставляли на стволе многочисленные зарубки… Но есть в истории реликтовой лиственницы и страницы человеческой самоотверженности. В 80-е годы она была спасена жителями села Каменец. Учитель географии вместе с учениками остановили степной пожар, надвигающийся на местную реликвию. А потом своими силами они установили вокруг лиственницы ограждение и аншлаг, которые сохранились до наших дней.

В прошлом году дерево не зазеленело... Я обратился в правительство области с просьбой увековечить памятник Природы, ведь со временем корневая система не удержит мощный ствол и он упадет. А так его можно было бы его музеефицировать на столетия. Даже возникла идея перевезти артефакт в областной центр и на берегу реки Урала создать композицию солнечных часов, центром которой была бы наша уникальная лиственница. Идею одобрили. Но местные жители не пожелали отдавать свою святыню. Что же – это их право, трепетно оберегать историю края, где семь веков кряду хвойное дерево держалось корнями за их землю! 

kvarcitovaya_skala_verblyud_v_orenburgskom_zaurale.jpg


Кварцитовая скала Верблюд в Оренбургском Зауралье

6. Что делается Институтом степи УрО РАН и РГО в просветительской сфере среди молодежи Оренбуржья и каковы перспективы развития экологической грамотности населения в ближайшие годы?

Наша главная задача привести в известность все памятники Природы области. Мы это сделали в наших книгах. Для каждого района области нами подготовлен географический атлас с картами и описания объектов. С целью просвещения мы проводим регулярные лектории в областной библиотеке, в школах. В этом году мы обратились к губернатору области с предложением разработать областную программу по сохранению природных символов Оренбуржья (а это и есть памятники Природы). 

7. Какие еще уникальные памятники наследия Природы рискуем утратить, что им угрожает?

В последние годы нам очень сложно вести мониторинг состояния памятников Природы области, потому, что примерно с 2000 года вся эта работа ведется, главным образом, на общественных началах. Могу сказать, что в первую очередь существует угроза утраты последних нетронутых уголков Природы, своеобразных убежищ редких видов животных и растений. В Бузулукском бору, и в других северо-западных районах области, например, мы защищаем последние естественные форпосты старовозрастных сосняков, которых давно уже нет в Европе! Повторить то, что было создано Природой невозможно! Их не смогут воссоздать ни лесоводы, ни нефтяники. И я вижу одну из главных задач нашей науки убедить в этом население, хозяйственников и чиновников. 

buzulukskiy_bor.jpg


Бузулукский бор

8. В начале интервью Вы попросили, как и во времена нашего выдающегося писателя и историка Николая Михайловича Карамзина писать слово Природа с заглавной буквы. Какие идеи и мысли нашего земляка остаются актуальными по сей день?

Повторить созданное Природой невозможно. Об этом писали почти 200 лет назад наши великие земляки Н.М. Карамзин и С.Т. Аксаков. Например, Карамзин, одновременно с гумбольдтским «памятником Природы» употребил словосочетание «феномены Натуры». В записках о своем оренбургском детстве он писал:

«Благословляю вас, мирные сельские тени, густые, кудрявые рощи, душистые луга и поля, златыми класами покрытые! Благословляю тебя, тихая речка, и вас, журчащие ручейки, в нее текущие! Я пришел к вам искать отдохновения…»

«…Как мила Природа в деревенской одежде своей! Ах! она воспоминает мне лета моего младенчества, лета, проведенные мною в тишине сельской, на краю Европы, среди народов варварских. Там воспитывался дух мой в простоте естественной; великие феномены Натуры были первым предметом его внимания…»

«…Натура лучше нашего знает, где расти дубу, вязу, липе; человек мудрит и портит…»

«…Нет, нет! я никогда не буду украшать Природы. Деревня моя должна быть деревнею, пустынею. Дикость для меня священна; она возвеличивает дух мой. Рощи мои будут целы, пусть зарастают они высокою травою!..» 

Очень хотелось, чтобы эти слова великого российского историка, чей 250-летний юбилей мы недавно отметили, стали бы завещанием новым поколениям оренбуржцев.